Что такое трипитака

Буддизм. Основные направления

После смерти Будды между его последователями возникли разногласия, которые привели к образованию двух основных направлений буддизма — махаяны и хинаяны.

Процент буддийского населения в странах мира по данным Pew Research Center (2010 год)

Хинаяна

Последователи хинаяны, учения «малой колесницы», верят, что они следуют заповедям Будды точнее, чем сторонники других направлений. Они считают Будду выдающейся личностью и образцом для подражания, но не обожествляют его.

По их мнению, после смерти он утратил способность оказывать помощь живым людям. Поэтому сторонники хинаяны не молятся Будде. Они верят, что человек может сам достигнуть нирваны, следуя наставлениям Трипитаки.

Махаяна

Последователи Махаяны, учения «большой колесницы», не сосредоточивают внимание на одном Будде – Сиддхарте Гаутаме, а рассматривают его как одного из множеств будд прошлого, настоящего и будущего. Они верят в существование ботхисатв (почти будд) – людей, достигших нирваны, но оставшихся в цепи перерождений, чтобы оказывать помощь другим

Помимо Трипитаки, приверженцы махаяны изучают сутры — более поздние тексты, содержащие рассказы и притчи. В них объясняются некоторые положения учения Будды, трудные для понимания. Наиболее известны Алмазная сутра и Сутра лотоса. Махаянисты верят, что достигнуть нирваны может не только монах, но и простой мирянин.

Распространяясь в Азии, махаяна впитывала в себя местные культурные традиции, что привело к возникновению ее многочисленных разновидностей (ваджраяна, амидаизм, дзэн и другие).

Ваджраяна

Ваджраяна — одно из направлений буддизма. Наивысшего расцвета оно достигло в Тибете, поэтому называется иногда тибетским буддизмом. Учителя-наставника последователей ваджраяны называют далай-ламой. В 50-е годы 20 в. в Тибете буддисты подвергались гонениям, и большинство из них были вынуждены бежать. Нынешний далай-лама живет в изгнании на территории Индии.

Вид на дворец Потала из подножия Чагпори (Лхаса, Тибетский автономный район, Китайская Народная Республика)

Дворец-монастырь Потала близ города Ахаса в Тибете — бывшая резиденция далай-памы. Это место паломничества последователей ваджраяны: тибетского буддизма.

Амидаизм

Амидаизм — направление буддизма, широко распространившееся в Японии в 13 в. Центральная фигура амидаизма — будда Амида. По преданиям, он, исполнившись сострадания к людям, обещал, что всякий, кто произнесет его имя, возродится в Земле обетованной — раю, где царит нирвана.

Дзэн-буддизм

Дзэн — направление буддизма, возникшее в Китае и распространившееся в Японии в 13 в. Слово «дзэн» означает «созерцание». Последователи дзэн-буддизма стараются большую часть времени проводить в медитации. Помимо медитации, в дзэн-буддизме есть и другие методы, помогающие концентрироваться: сады камней, занятия живописью, боевыми искусствами (например, каратэ).

В эти методы входит и решение коан — парадоксальных задач такого типа: «Как звучит хлопок одной ладонью?». Цель коан — освободить ум от привычного логического мышления, что способствует Просветлению.

Кто такой Будда

В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.

Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.

Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.

В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.

Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.

Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.

Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

Развитие учения

Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.

Главные постулаты

Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

  • – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.

Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах. – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.

Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

  1. Есть дукха – страдание.
  2. У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
  3. Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
  4. Эта тропа – Восьмеричный путь.

Восьмеричный путь предполагает правильное:

  • понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
  • намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
  • речь – соблюдение чистоты слов;
  • поступки – действия, которые приносят только благо;
  • образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
  • усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
  • мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
  • сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.

Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.

Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

  1. Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
  2. Не воровать и не присваивать чужого.
  3. Не прелюбодействовать.
  4. Не лгать никому.
  5. Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».

«Трипитака» состоит из нескольких томов:

  • Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
  • Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
  • Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.

А может, это все устарело?

Тысячелетиями людей интересуют одни и те же темы о сути понятий добра и зла, об умении распознавать обман, выбирать путь, сопротивляться соблазну. Ничего не меняется. Но для того чтобы осознать эту истину, придется изучить несколько глав.

Важнейшей задачей оказалось обеспечить сохранность первоисточников. И если Библия и Коран не претерпели сильных изменений, то другие процессы продемонстрировал буддизм. Трипитака ныне известна в различных вариантах. Каждая школа свой считает истинным.

Дело дошло до того, что буддийские деятели пришли к выводу о необходимости заново переосмыслить древние тексты. Удачная попытка была предпринята в 1871 году. В Мандалае (ныне Бирма) прошел специальный буддийский собор, в работе которого принимали участие порядка двух с половиной тысяч монахов. Каждый привез свой вариант священной книги. Тексты сверяли буквально по буквам. Целью работы была выработка унифицированного варианта книги. На этом не остановились.

Дабы не повторить путаницы и разночтения книг, которые на то время еще переписывались и переводились различными авторами, приняли решение воплотить мудрость в камень. Унифицированные тексты вырезали на мраморных плитах. Всего их оказалось 729. Каждую плиту поставили в маленьком отдельном храме. Место, где сосредоточены строения, называется Кутодо. Это своеобразная каменная буддийская библиотека. Сюда стекаются паломники, чтобы прикоснуться к святыням.

Композиция — Три корзины

Виная Питака

Vinaya Питак занимается монашеской дисциплиной . В этой «корзине» перечислены все монастырские правила и представлена ​​их история и причина создания. Этот корпус создавался бы изо дня в день, Будда издал бы новое правило перед лицом каждой проблемы или проступка, происходящего в монашеской общине. В комплект входят:

  • Сутта-Вибханга
  • Mahavagga
  • Cullavagga
  • Parivara

Сутта Питака

Согласно традиции, Сутта Питака перечисляет слова, приписываемые Будде , произнесенные Анандой после его смерти, затем переданные устно в течение 400-500 лет, прежде чем они будут записаны на бумаге. Фактически, некоторые сутты также записывают высказывания и поступки выдающихся учеников, таких как Сарипутта . Сутта-питака содержит более десяти тысяч сутт и разделена на пять разделов, называемых никаями  :

  • Дигх Никая , что длинные речи , содержащие 34 сутта;
  • Маджхима Никая , речи средней длины с 152 сутт , сгруппированных в 5 разделов;
  • Саньютта Никая , то сгруппированы речи или соединены , сгруппированы в пять секций от 10 до 15 каждый суттах;
  • Ангуттара Никая , в речи последующих факторов или численных выступлений , подразделяются на 11 групп, в первую очередь на одной теме, второй на двойном субъекта, третий на тройном тему, и так далее до 11;
  • Кхуддак Никая , то небольшие речи или короткие книги , состоит из 9 книг , среди которых хорошо известные тексты , таких как Дхаммапады (стихи Дхармы ), в Сутта Nipata и Уданы .

Абхидхамма Питака

В то время как дхарма — это доктрина (хотя это слово также означает «вещь»), Абхидхамма или «выше доктрины» — это набор аналитических и психологических комментариев к учению Будды. Эта «корзина» состоит из 7 частей:

  • Дхаммасангаи  (в) .
  • Вибханга  (в) .
  • Дхатукатха  (в)
  • Puggalapaññatti  (en)
  • Катхаваттху
  • Ямака  (ru)
  • Патхана

Поздние добавления

Начиная с (1954 г.), бирманская версия Типитаки включает три дополнительных текста в Худдака Никае . Они были включены в тайское онлайн-издание, предлагаемое dhammasociety.org, а первые два были включены в издание Sinhala Buddha Jayanti.

  • Неттипакарана  (ан) (неттиппакарана или нетти), метод интерпретации, приписываемый Каччане , непосредственному ученику Будды.
  • Peṭakopadesa  (en) (peṭakopadesa), похожая на предыдущую, в которой представлены общие отрывки, приписываемые тому же автору.
  • Милиндапанха (-панья или -паньха)

Священная книга буддизма: название

В каждой духовной традиции есть своя основа в виде каких-то Писаний. В христианстве это Библия, в исламе — Коран, в иудаизме — Тора, в индуизме — Веды

Как же называется священная книга буддизма?

«Трипитака» — важное понятие в буддизме. Трипитака — это свод священных текстов, «три корзины» в буддизме

«Корзинами» разделы Трипитаки названы не случайно. Дело в том, что тексты в древности записывались на пальмовых листьях, и свитки эти хранились в прямом смысле слова в корзинах. Отсюда и пошло название.

Итак, три корзины в буддизме — это три раздела текстов:

  • Винайя-питака;
  • Сутра-питака;
  • Абхидхарма-питака.

Первая корзина Трипитаки — Винайя-питака — состоит из текстов, в которых содержатся предписания для общины монахов — Сангхи. Само название «Винайя» переводится, как «Устав». Винайя-питака содержит в себе правила для монашеской общины: 227 правил для бхикшу и 250 правил для бхикшуни. Также Винайя-питака содержит в себе различные наставления, рекомендации, притчи из жизни Будды, которые призваны сделать жизнь монахов гармоничной и эффективной для движения по пути духовного развития.

Вторая корзина Трипитаки — Сутра-питака. По самому названию этого раздела понятно, что он содержит в себе сутры — главные тексты буддизма, в которых описываются проповеди Будды, его жизнь и различные истории, которые происходили с ним и его монашеской общиной.

Также Сутра-питака включает в себя Джатаки — воспоминания о прошлых жизнях Будды. Когда Будда достиг Просветления, ему сразу открылась память обо всех его прошлых воплощениях, и он рассказывал эти истории монахам, чтобы показать им, как чётко и неумолимо действует закон кармы.

Для более глубокого понимания закона кармы, рекомендуется ознакомиться с Джатаками. Сутра-питака содержит в себе более 10 000 сутр, некоторые из них принадлежат описаниям проповедей и жизни Будды, некоторые посвящены его ближайшим ученикам.

Третья корзина Трипитаки — Абхидхарма-питака.

Абхидхарма-питака включает в себя несколько принципиально иных, чем в первых двух корзинах, текстов. Абхидхарма-питака содержит философские трактаты, которые составлены уже не на основе проповедей Будды, а являются как бы «комментариями» к его Учению.

Таким образом, тексты Абхидхарма-питаки — это глубокий анализ Учения Будды, который позволяет объяснить современным людям аспекты Учения более понятным языком. Происхождение текстов датируется временами царя Ашоки, который был преданным последователем Учения Будды. Царь Ашока — уникальный правитель. Вдохновившись Учением Будды, он смог совместить в себе как качества правителя и воина, так и достойного последователя Учения.

Какие же из текстов рекомендуются для знакомства с Учением Будды? Существует несколько важных сутр, которые дают понимание об основе Учения Будды:

Сутра запуска Колеса Дхармы. Короткая сутра, в которой описывается первая проповедь Будды. Именно эта проповедь и положила начало его Учению

Очень важно прочитать, понять суть и глубинно поразмышлять над тем, что там написано. Сутра Сердца

Сутра содержит в себе проповедь бодхисаттвы Авалокитешвары в виде ответов на вопросы ближайшего ученика Будды — Шарипутры. Сутра даёт понятие о важной концепции буддизма — Шуньяте («пустотности»). Алмазная сутра. Важная сутра, содержит в себе учение о Пути Бодхисаттвы, а также о мироустройстве, сущности нирваны, сансары и так далее. Сутра о Цветке лотоса чудесной Дхармы. Одна из базовых сутр Махаяны. Более подробно раскрывает идею о Пути Бодхисаттвы, «уловках», особенностях пути духовного совершенствования и о том пути, который прошёл сам Будда. Сутра о карме. Короткая сутра, где Будда рассказывает по просьбе своего ученика Ананды о том, как работает закон кармы. Вималакирти-сутра. Содержит наставления бодхисаттвы Вималакирти. Сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи. Сутра содержит в себе наставления бодхисаттвы Кшитигарбхи и даёт более глубокий взгляд на Путь Бодхисаттвы.

Изучая священные тексты буддизма, можно постичь совершенную мудрость, которую дал миру Будда Шакьямуни и его последователи. В изучении священных текстов есть и ещё один важный плюс — чтение писаний очищает наше сознание.

В современном мире наше сознание постоянно подвергается атаке деструктивной информации, которая влияет на нас, даже если мы этого не осознаём. И чтобы очистить свой внутренний мир, полезно читать священные тексты.

Трипитака

Палийский канон

Виная-питака
Суттавибханга Кхандхака Паpивара
Сутта-питака
Дигха-никая Мадджхима Hикая Самъютта Hикая
Ангуттара Hикая Кхуддака Hикая
Абхидхамма-питака
Дха. Виб. Дха.Пуг. Кат. Ямака Паттхана
Шаблон: просмотр • обсуждение • править

Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали, Типи́така ; кит. 三藏, Сань Цзан; яп. 三藏, Сандзō; кор.삼장; вьет.Tam tạng) — свод буддийских священных текстов, созданных в V—III вв. до н. э. вскоре после просветления Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует несколько версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традиции Тхеравада, или ‘Типи́така’.

Китайская Трипитака переведена и частично составлена в первые века новой эры, и наряду с текстами из палийской Типитаки (санскр. Трипитака) содержит много материалов, восходящим к махаянским индийским источникам и частично отражающих жизнь в индийском обществе в более позднее время и философские идеи более позднего периода, нежели содержащиеся в палийской Типитаке.

Буддизм

«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.

Следует учитывать, что махаянские редакции «Трипитаки» помимо текстов, традиционно считающимися «словами Будды», содержат также огромное количество сочинений буддийских философов, основателей школ (например, Нагарджуны, Васубандху, Дхармакирти и многих др.) и практиков, живших гораздо позднее Будды Шакьямуни.

Первый раздел, Виная-питака («Виная» означает буддийский монашеский устав), содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 227 правил поведения монахов и 250 правил поведения монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не ограничивается сводом дисциплинарных правил, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине.

В Сутта-питаке (палийская редакция) собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхамма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхаммы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхамма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, возводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами.

Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г. до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

Вопрос о датировке отдельных текстов из различных канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинство текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, а затем задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийской традиции.

Несмотря на то, что в исходные тексты палийской Трипитаки (Типитаки) на протяжении веков вносились изменения, это собрание остаётся главным источником изучения раннего буддизма. Другие направления буддизма не оставили после себя значительных письменных памятников. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры.

Направления буддизма

Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:

  1. Хинаяна(Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны. , или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь. , или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.

Исторические реалии

На самом деле палийский вариант священной книги Типитаки, самый её ранний образец, составлялся несколько веков и был литературно оформлен больше чем через три столетия после смерти Будды. Произошло это на острове Ланка примерно в 80 г. до нашей эры. Отождествление палийского Канона с вероучением буддистов с научной точки зрения некорректно.

Первые буддийские сутры записывались на пали, потому что он являлся одним из пракритов – языков, являющихся переходными от древнего санскрита к поздним индийским диалектам. Пали имел такой же фонетический и грамматический строй, как и язык древней страны Магадхи.

Более поздние сутры стали писать уже на санскрите как тхеравадины, так и махаянцы. Будда не одобрял этого, он хотел, чтобы адепты учения овладевали им на своём родном языке. Но бурное развитие новых индийских языков сделало невозможным иметь Канон в переводе на все из них.

Более простым путём явилось написание текстов на классическом литературном санскрите, понятном каждому образованному индийцу. Авторы произведений, относящихся к буддизму, в большинстве своём вышли из семей брахманов, и для них санскрит был родным с раннего детства.

Однако Трипитаке на санскрите не суждено было дожить до современности, так как Магадха и Бенгалия, последние индийские места, где к XIII веку ещё исповедовали буддизм, были завоёваны мусульманами. Буддийские монастыри и их библиотеки повсеместно сжигались.

До наших дней дошло небольшое количество сутр на санскрите, некоторые из них сохранились только частично. Но энтузиасты продолжали находить оригиналы текстов даже в прошлом веке, в частности, в тибетских монастырях. Из последних находок можно отметить текст «Абхидхармакоша», написанный великим индийским мыслителем и одним из основателей буддийской школы Йогачара Васубандху.

Дефиле по раскаленной плитам мимо каменной книги Трипитака

В углу Мандалайской крепости, на северо-востоке, находится уникальная святыня буддийского мира. Это каменная книга. В ней 729 страниц. Каждая страница – титанический труд мастеров. В каменоломнях вырубали подходящие мраморные блоки, обтесывали их до одного размера, на готовые страницы наносили текст с образцов и резчики выдалбливали его.

А бирманский шрифт – сплошная сложнейшая вязь, словно кружево. Мастера в день могли осилить не более десятка-полутора строк. Ошибиться – нельзя! А потом буквы золотили. На каждой плите размещалось ровно 100 строк. Каменные страницы  самой большой в мире книги содержат записи преданий, мантры, имена королей. В Бирме было много грамотных людей, способных прочитать содержимое каменной книги. Кстати, это не только самая большая в мире каменная книга, но и самая тяжелая.

Мой Санечка, пока фотографировал листы книги и укрывающие их маленькие ступки, подружился с бирманскими мальчишками. Важничая и смущаясь, они назвали свои имена и показали новому другу, как можно открыть железные решетки у пагодок.

Потом пришла моя очередь фотографироваться. Решено было, что я продефилирую вдоль беленьких ступочек. Задумка:  самая большая книга в мире и девушка. Мой муж настоящий фотограф-художник, поэтому дефиле по плавящимся от жара плитам повторилось раз шесть.

Основание буддизма

В эпоху, когда родился Сиддхартха Гаутама, многие индуисты искали новые объяснения тому‚ что происходит в мире. Например, они хотели понять, почему люди вынуждены страдать и как избежать страданий. Эта проблема имеет особую значимость для индуизма, основанного на вере в цикл перерождений, потому что по этому вероучению страдание переходит из одного воплощения души в другое. Сиддхартху Гаутаму тоже волновал этот вопрос, и он нашел новые пути его решения.

Рожденный принцем

Гаутама родился около 563 г. до н.э. Его отец был царем небольшого царства на севере Индии, недалеко от современного Непала. Семья Гаутамы исповедовала индуизм. По преданию, ему было предсказано, что он будет великим правителем, если не увидит четыре знамения:

  1. Больной лихорадкой 
  2. Дряхлый старик
  3. Похороны 
  4. Монах

Если он все же их увидит, то, согласно предсказанию, станет странствующим монахом.

Отец Гаутамы хотел сделать его правителем и своим преемником и старался уберечь от подобных знамений. Гаутама, по характеру добрый и душевный человек, вырос в роскошном дворце. У него были жена и сын. Но его волновал вопрос о смысле своей праздной и полной наслаждений жизни. Однажды он тайком покинул дворец и увидел все четыре знамения.

Четыре знамения Гаутамы Сиддхартха (Будды)

Искания Будды

Молодой принц осознал, что даже самый богатый и могущественный человек не может избежать страданий, связанных с болезнью, старостью и смертью. Четвертым знамением, которое он увидел, был монах. Именно тогда он решил, что должен покинуть дворец и начать поиски ответов на свои вопросы. В возрасте 29 лет Гаутама оставил семью, остриг волосы, надел простое платье и стал странствующим монахом.

Он учился у других монахов, но не получил те знания, которые искал. После этого принц шесть лет соблюдал строгий пост, что смертельно изнурило его. И тогда Гаутама понял, что таким образом на его вопросы нельзя ответить, и поэтому выбрал «серединный» путь, который позволял избежать обеих крайностей: наслаждения и самоистязания.

Просветление Будды

По преданию, Гаутама погрузился в медитацию, сидя под деревом баньян возле храма Вишну в селениях Бодх-Гая (Индия). Он медитировал всю ночь, а на заре достиг Просветления и познал смысл всего сущего. С этого момента он стал Буддой — Просветленным.

Храм Махабодхи — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где  Гаутама Сиддхартха достиг просветления и стал Буддой

Нирвана

В тот момент, когда у Будды настало Просветление, он достиг нирваны — освобождения от дальнейших перерождений и страданий. Буддисты говорят, что нирвану нельзя описать словами, она не поддается определению.

Будду называют также татхагата («так пришедший»). Всякого, кто достиг нирваны и таким образом окончательно освободился от земных существований, называют татхагата.

На этом восточно-яванском рельефе изображены Будда в его последние дни и Ананда, его главный помощник

Будда покинул этот мир в 80 лет. Считается, что, лежа в такой позе, Будда погрузился в нирвану после смерти

Обряды жизненного цикла

В буддизме обрядам жизненного цикла придается меньшее значение, чем в других религиях. Рождения и свадьбы отмечают в основном по местному обычаю

Буддисты считают, что внимание к себе вовлекает людей в череду перерождений, поэтому они празднуют лишь те события, которые ведут к концентрации на пути к Просветлению

Вступая в буддийскую общину, человек проходит короткий ритуал посвящения, произнося формулу, содержащую «три драгоценности»:

  • Я иду под защиту Будды
  • Я иду под защиту дхармы
  • Я иду под защиту сангхи

После этого он повторяет пять правил буддистов. Затем подносит к статуе Будды цветы и зажигает благовония в знак преклонения перед Буддой и его учением.

Трипитака Кореана

В Корее существует собственный свод религиозных правил, известный также как Пхальман тэджангён. Он был создан в 1087 году и представляет собой свод из более чем шести с половиной тысяч томов, представленных в форме деревянных табличек с нанесенными на них китайскими иероглифами.

Первоначальное «издание» этого труда дошло до нас лишь фрагментарно. Оно было практически полностью уничтожено в период Монгольского нашествия – в 1232 году. Но полностью сохранился более поздний вариант, созданный с 1236 по 1251 годы. На сегодняшний день он является самым полным из древних сводов буддийских канонов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знаки судьбы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: