Чем христианство отличается от иудаизма

Отношение к другим мировым религиозным течениям

Почти все религии в мире придерживаются единой доктрины – на Небеса могут попасть только те люди, которые верят в истинного Бога. А верующие в другого Господа по сути этого права лишены. В каком-то плане данной доктрины придерживается и христианство. У иудеев отношение к другим религиям более лояльное. С точки зрения иудаизма, в Рай может попасть любой человек, соблюдающий 7 основных заповедей, которые Моисей получил от Бога. Так как эти заповеди универсальны, то человеку не обязательно верить в Тору. К этим семи заповедям относятся:

  1. Вера в то, что мир создан единым Богом.
  2. Не богохульствовать.
  3. Соблюдать законы.
  4. Не поклоняться идолам.
  5. Не воровать.
  6. Не прелюбодействовать.
  7. Не есть от живого.

Соблюдение этих основных законов позволяет представителю другого вероисповедания попасть в Рай, не будучи евреем. Если брать в общих чертах, то иудаизм относится лояльно к монотеистическим религиям, таким как ислам и христианство, но не приемлет язычества из-за многобожия и идолопоклонничества.

Ключевые различия

Рассматриваемые религиозные направления имеют много особенностей и отличий. Они затрагивают взгляды, распространенность и многие другие аспекты.

По взглядам и догматам

К значимым отличиям относят следующее:

  1. Отношение к первородному греху. Христиане уверены, что люди рождаются с первородным грехом и в течение жизни должны его искупать. Иудеи считают, что все люди появляются на свет невинными. Совершение грехов считается личным делом каждого.
  2. Способы искупления грехов. В христианстве считается, что Иисус собственной жертвой искупил грехи людей. Однако каждый христианин несет личную ответственность за свои поступки перед Творцом. Чтобы искупить грехи, требуется покаяться перед священником, который выполняет функции посредника между Богом и людьми. В иудаизме добиться прощения Бога можно поступками и делами. Иудеи делят все грехи на 2 вида – нарушение заповедей Творца и преступления против других людей. Первые прощаются, если человек искренне раскаивается. При совершении преступлении против другого человека требуется просить прощения у того, кого обидел.
  3. Отношение к добру и злу. Христиане считают источником зла Сатану. Он представляет собой силу, противоположную Богу. Если рассматривать эту проблему с точки зрения иудеев, нет никаких высших сил, кроме Бога. Все в мире происходит только по воле создателя.

По отношению к другим религиям

В христианской религии считается, что после смерти на небеса могут попасть лишь те, кто верит в единого истинного Бога. При этом иудеи уверены, что для попадания в Рай требуется соблюдать 7 основных заповедей, которые Моисей получил от Бога. При выполнении этих законов человек попадет на небо вне зависимости от исповедуемой им религии. Иноверцев иудеи называют праведными неевреями.

Но в иудаизме наблюдается лояльное отношение лишь к монотеистическим видам мировоззрения. При этом языческие учения не приветствуются в силу идолопоклонничества и многобожия.

По олицетворению Всевышнего

Христиане считают Мессию Богочеловеком. По сути, Иисус Христос считается вторым лицом Пресвятой Троицы. Иудеи воспринимают Мессию как обычного человека, вождя и пророка. При этом Христа они не считают Богом. Иудеи верят исключительно в Отца и отрицают Троицу. При этом Бога нельзя изображать или называть по имени. Потому в Ветхом Завете встречается много образных обращений к Создателю.

По количеству сторонников

Христианство считается мировой религией, а иудаизм – национальной. Именно поэтому количество христиан намного превосходит число иудеев. По некоторым оценкам, в мире насчитывается около 33 % христиан. При этом количество иудеев не превышает 0,2 %.

Почему евреи «избранный народ», кто их из­брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5–6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра­диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы­вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна. 

другие религии

11 вопросов про ислам

Чем шииты отличаются от суннитов, как одеваются мусульманки и что такое халяль

9 вопросов про буддизм

Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Мозаика дня

«Похищение Персефоны» на полу гробницыКарикатура дня

Святая Екатерина и святой ГеоргийХайку дня

Басё об исчезновении красок и звуков

Архив

Иудеи

Изначально иудеями называли жителей Иудейского царства (или Иудея). Но после падения Иудеи, термин «иудей» перестал быть этническим и превратился в религиозный.

В чём разница между иудеем и евреем

На самом деле разницы между этими терминами нет (а в английском языке вообще для обоих слов одно — Jew). Но обычно, в русском языке слово «еврей» применяется во время этнической принадлежности (по матери), а когда звучит слово «иудей» — говорится о приверженце иудаизма в религиозном смысле (иудеем можно стать, приняв эту веру).

По сути, этническая принадлежность и религия — это совершенно разные вещи. Если этническая принадлежность дана нам биологически, её невозможно выбрать или изменить. Совершенно другая ситуация происходит с религией — её выбирают, принимают или наоборот, отвергают (родители могут воспитать детей религиозными, но по наследству она не передаётся).

Тем не менее, в данном случае этническая принадлежность и религия как бы совпадают.

В чем разница между христианином и Свидетелем Иеговы?

• Христиане верят, что Иисус Христос един со Своим Отцом и Святым Духом как Бог. Свидетели Иеговы верят, что Бог никогда не состоит из трех человек, а только один, и это Иегова.

• Христиане верят, что Святой Дух есть Сам Бог, но Свидетели Иеговы противоречат этому убеждению, что Святой Дух — это Божий способ взаимодействия с Его народом.

• Христиане не уверены, когда наступит конец света, но Свидетели Иеговы уверены, что конец всего начался в 1914 году.

• Свидетели Иеговы верят, что они настоящие христиане. Однако большинство христиан с этим не согласны. Точно так же Свидетели Иеговы не принимают других христиан как истинных христиан.

• Свидетели Иеговы не признают существование ада. Христиане признают существование ада.

• Свидетели Иеговы также иначе относятся к небесам. Христиане верят, что те, кто делает добро, после смерти попадают в рай для вечной счастливой жизни. Свидетели Иеговы верят, что только 144 000 человек попадут на небеса, чтобы быть с Богом и Иисусом. Остальным будет рай на земле. Это отреставрированный Эдемский сад. Здесь нет старости, несчастья, смерти или болезни.

Обе религии исповедуют христианство, но разницу между Свидетелями Иеговы и христианами можно легко определить по вере, которой они придерживаются в своей жизни.

Изображения любезно предоставлены:

  1. Воскресение Христа через викикоммоны (общественное достояние)
  2. Стилман известен тем, что проповедует от дома к дому (CC BY-SA 2.5).

Когда придет Мессия

В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, вос­становление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину  Период истории с конца I века н. э. до со­здания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств боль­шинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»).. Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазан­ник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претен­денты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.)  Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131–135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век)  Шабтай Цви (1626–1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам., Яков Франк (XVIII век)  Яков Франк (1726–1791) — еврей, объявив­ший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последова­телями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать. 

Христианство и иудаизм в современности

На протяжении многих веков между двумя религиями существовали натянутые отношения, которые часто переходили в массовые гонения. К таким инцидентам можно отнести крестовые походы и предшествующие им преследования евреев в Европе, а также холокост, устроенный нацистами в годы Второй мировой войны.

Отношения между двумя религиозными течениями начали налаживаться в 60-х годах ХХ века. Тогда католическая церковь официально изменила отношение к иудейскому народу, исключив антисемитские элементы из многих молитв. В 1965-м Ватикан принял декларацию «Об отношении Церкви к нехристианским религиям» (Nostra Aetate). В ней с иудеев снималось тысячелетнее обвинение в смерти Иисуса и осуждались все антисемитские взгляды.

Папа Павел VI попросил прощения у нехристианских народов (в том числе у евреев) за многовековые гонения со стороны церкви. Сами же иудеи относятся к христианам лояльно и считают их родственной авраамической религией. И хоть для них некоторые религиозные обычаи и учения непонятны, все же они благосклонно относятся к распространению базовых элементов иудаизма среди всех народов мира.

Общая характеристика иудаизма

Какие сходства и различия имеют иудаизм и христианство? Чтобы это понять, необходима общая характеристика иудаизма. Это не только религиозное, но и национальное, этическое мировоззрение. Его носителем является еврейский народ.

Иудеи – это этно-религиозный термин. Им обозначают приверженцев иудаизма и всех, кто является евреем по матери. В древности же так обозначали израильтян из рода Иуды. Однако после Вавилонского пленения Израиля они стали единственными представителями своего народа. Центром религиозной жизни древних иудеев являлся Иерусалимский храм. Он был разрушен в 1 веке н.э. в ходе подавления восстания иудеев против римской власти. После этого евреи в очередной раз рассеялись по всей земле.


Менора — ритуальный семисвечник, один из символов иудаизма

Предыдущие еврейские рассеяния периодически происходили на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Они были вызваны неоднократными завоеваниями евреев другими народами. Например, в 8 веке до н.э. произошло Ассирийское завоевание, в 6 веке – Вавилонское. А с 1 века до н.э. Иудея была под контролем Рима и евреи расселялись по всей империи. Важнейшую роль в их самосохранении как этноса сыграла именно национальная религия.

Христианство и Иудаизм. Ритуалы

Обе религии имеют свои собственные важные обряды и ритуалы. Прежде всего, святым днем в иудаизме является суббота, а в христианстве — воскресенье.

В христианстве центральные обряды включают молитву, изучение Библии по воскресеньям и несколько таинств, включая крещение, причастие/конфирмацию, евхаристию, покаяние, помазание больных, брак и священный сан.

Для еврейского народа основными обрядами являются соблюдение субботы, обрезание новорожденных еврейских мужчин, ношение талита и тефилина, посещение молитвенных служб и бар/бат-мицва для 13-летних мальчиков/девочек, которые должны читать Тору перед собранием, чтобы официально вступить во взрослую жизнь.

Примечательно также, что в христианстве нет религиозных диетических законов. А значит, нет никаких ограничений на виды пищи и, в частности, животных, которые можно употреблять.

Иудейская вера, напротив, имеет ряд строгих диетических законов, известных как кашурат, которые должны соблюдаться. Они предусматривают, например, что нельзя есть свинину, а молоко и мясо всегда должны быть разделены.

Млекопитающие и птицы должны быть убиты в соответствии с ритуальным процессом убоя, известным как шхита. Это делает мясо кошерным, что является единственным разрешенным способом для еврейского народа потреблять мясо и птицу. Центральный постулат иудаизма состоит в том, что законы шхиты были даны Богом Моисею на горе Синай и поэтому имеют огромное значение.

Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан­ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре­виатура, образованная из первых букв названий его частей  Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу­деев их завет с Богом  Завет — термин, устоявшийся в русских пере­водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор».  — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда­изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово­купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче­ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз­ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се­мей­ных отношений, уголовного права и пр. По объе­му Тал­муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда­изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст­ный Закон, как сле­дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро­вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца­ми, пока, наконец, не был записан.

Об иудаизме и христианстве

Определение христианства варьируется среди разных христианских групп. Римско-католики, протестанты и восточные православные определяют христианина как того, кто является членом Церкви и вступает в таинство крещения. Крещеные младенцы и взрослые считаются христианами. Еврейскую группу Иисуса стали называть «христианином», потому что его последователи утверждали, что он был «Христом», греческим эквивалентом еврейского и арамейского слова «Мессия». Иудаизм — это религия еврейского народа, основанная на принципах и этике, воплощенных в еврейской Библии (Танах) и Талмуде.

Христианство началось в 1 веке н.э. Иерусалим как еврейская секта и распространилось по всей Римской империи и за ее пределами в таких странах, как Эфиопия, Армения, Грузия, Ассирия, Иран, Индия и Китай. Первое известное использование термина «христиане» можно найти в Новом Завете Библии. Таким образом, этот термин впервые был использован для обозначения тех, кто известен или воспринимается как ученик Иисуса. История ранних христианских групп рассказывается в Деяниях в Новом Завете. Первые дни христианства были свидетелями пустынных отцов в Египте, сект отшельников и гностических аскетов.

Иисус дал Новый закон, суммируя десять заповедей. Многие из евреев не приняли Иисуса. Для традиционных евреев заповеди и еврейский закон все еще являются обязательными. Для христиан Иисус заменил еврейский закон. Когда Иисус начал учить двенадцать апостолов, некоторые евреи начали следовать за Ним, а другие — нет. Те, кто верил в учения Иисуса, стали известны как христиане, а те, кто не остались евреями.

Роль Иисуса

И Иудеи, и христиане верят, что слово Божье передавалось через пророков, причем особое значение придавалось Моисею иудаизмом, а Иисусу – христианством. Для христиан Иисус является Сыном Божьим, рожденным от Девы Марии и воплощением самого Бога. Убеждение в том, что Иисус был мессией, является центральным принципом христианства.

Иудаизм, с другой стороны, не принимает эту роль, приписываемую Иисусу христианской верой. И вместо этого верит, что он родился обычным человеком, а не пророком или мессией.

На самом деле, еврейский народ верит, что Мессия еще не пришел в будущем. Они надеются, что избранная Богом фигура Мессии в конце концов появится на Земле и положит начало его царствованию.

Следовательно, важно, что они полностью отвергают христианское представление об Иисусе как мессии. Согласно же христианской вере, Иисус был тем самым мессией, которого ждет еврейский народ

Согласно же христианской вере, Иисус был тем самым мессией, которого ждет еврейский народ.

Поэтому христиане верят, что Иисус умер на кресте за их грехи и впоследствии он воскрес.

Евреи отвергают эту идею, потому что, как уже говорилось, они не принимают Иисуса как мессию или пророка Божьего. В частности, люди иудейской веры не верят в воскресение. И некоторые утверждали, что ученики Иисуса просто сняли его тело, чтобы обмануть людей, заставив их поверить в воскресение.

Таким образом, общепринятая иудейская вера состоит в том, что Иисус был обычным человеком, а не Сыном Божьим или мессией.

Иудаизм и христианство — Один ли у них Бог?

Приведём слова протоиерея Всеволода Чаплина:

Современный иудаизм отвергает Христа, Святую Троицу и учит об унитаризме, то есть единстве Бога. Он вечен, всемогущий, всеведущий и любящий. Но без принятия Христа это уже не истинная вера. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что

Иисус Христос не заменил собой ветхозаветного Творца. В Спасителе открылся всё тот же Бог Авраама, Исаака и Иакова. Люди и их представления о Всевышнем менялись, но Он оставался и остаётся неизменным: «человеколюбивым и милосердым, долготерпеливым, многомилостивым и истинным» (Исх. 34:6).

Протоиерей Димитрий Смирнов объясняет:

Иудаизм — что это за религия

Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, последователи которой были рождены евреями или обратились в эту веру в течение жизни. Несмотря на древний возраст (более 3000 лет) последователей этого течения не так много — всего около 14 миллионов людей. При этом именно из иудаизма вышли такие течения как христианство и ислам, которые сегодня имеют самое большое количество последователей. Что же исповедуют иудеи?

Иудаизм — это вера (религия) еврейского народа

Главная идея религии — это вера в Единого Бога Яхве (одно из имен Бога) и соблюдение Его заповедей, которые изложены в Торе. Помимо Торы у иудеев есть также Танах — еще один священный текст, вера в святость которого стала одним из фундаментальных отличий от христианства.

На основании этих двух документов, евреи придерживаются следующих взглядов:

  1. Монотеизм — верят в Единого Бога Отца, который сотворил землю и человека по Своему Образу и подобию.
  2. Бог является Совершенным и Всемогущим, а также представлен как источник Милости и Любви ко всем. Он не только является Богом для человека, но и любящим Отцом, который милует и помогает спастись от греха.
  3. Между человеком и Богом могут идти диалоги, т.е. молитвы. Для этого не нужно совершать жертвы или какие-то другие манипуляции. Бог хочет приблизиться к человеку напрямую и делает это по Своему желанию. Человеку лишь стоит стремиться к диалогу и святости Бога.
  4. Ценность человека, который создан по Божьему Образу, огромна. У него есть свое назначение от Господа, которое состоит в бесконечном и всестороннем духовном совершенствовании.
  5. В истории человечества есть великие люди и пророки, о жизни котором пишет Ветхий Завет. Среди них Адам, Ной, Авраам, Иаков, Моисей, Давид, Илия, Исайя и другие мудрецы, которые являются фундаментальными личностями в иудаизме и примером для подражания.
  6. Главные моральные установки религии — это любовь к Всевышнему и к ближнему;
  7. Основа религии — это десять Заповедей, соблюдение которых должно быть неукоснительно для еврея.
  8. Учение об открытости религии, т.е. возможность обратиться в нее каждому желающему.
  9. Учение о приходе Мессии — пророка и царя, который спасет человечество.

Это далеко не все тезисы иудаизма, но они фундаментальны и позволяют составить мнение об этой религии. На самом деле, она самая близкая к христианству по своим убеждениям, но все же имеет существенные отличия.

Читайте о религии:

  • Доказательства христианской веры
  • Православие и ислам
  • Православие и сектанство

Что делать, чтобы не было очень много евреев в духо­вен­стве, в част­но­сти, в Москве?

Думаю, что это глу­бо­кая ошибка. Я, напри­мер, не знаю ни одного в Москве. У нас при­мерно поло­вина укра­ин­цев, довольно много бело­ру­сов, есть татары, есть много чува­шей. Евреев там нет. Но, по опре­де­ле­нию Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, по уставу ее, при­ня­тому на соборе, она явля­ется мно­го­на­ци­о­наль­ной Цер­ко­вью. А изгна­ние еврей­ских эле­мен­тов из Церкви надо начи­нать с того, чтобы выне­сти все иконы Бого­ма­тери, кото­рая была доче­рью Изра­иля, выбро­сить иконы всех апо­сто­лов, сжечь Еван­ге­лие и Библию и, нако­нец, повер­нуться спиной к Гос­поду Иисусу Христу, кото­рый был евреем. Эту опе­ра­цию над Цер­ко­вью про­де­лать невоз­можно, но ее пыта­лись про­из­ве­сти несколько раз. Были гно­стики, кото­рые хотели отсечь Ветхий Завет от Нового, но они были при­знаны ере­ти­ками, и Отцы Церкви не допу­стили рас­про­стра­не­ния гно­сти­цизма. Был еретик Мар­кион во II веке, кото­рый пытался дока­зать, что Ветхий Завет — это про­из­ве­де­ние дья­вола. Но он был объ­яв­лен лже­учи­те­лем и изгнан из Церкви. Таким обра­зом, эта про­блема старая и ничего общего с Цер­ко­вью не име­ю­щая.

Хри­сти­ан­ство пришло в мир, неся брат­ство людей. В то время, когда народы уни­что­жали и нена­ви­дели друг друга, оно устами апо­стола Павла про­воз­гла­сило, что во Христе “нет ни эллина, ни иудея, ни вар­вара, ни скифа, ни раба, ни сво­бод­ного”. Это вовсе не озна­чает, что оно отри­цает нали­чие людей разных куль­тур, языков, исто­рий, народ­но­стей. Цер­ковь всегда раз­ви­вала и под­дер­жи­вала все наци­о­наль­ные формы хри­сти­ан­ства. Поэтому, когда мы празд­но­вали тыся­че­ле­тие хри­сти­ан­ства на Руси, мы все, веру­ю­щие и неве­ру­ю­щие, знали, какое огром­ное вли­я­ние Цер­ковь ока­зы­вала на рус­скую куль­туру. Но такое же вли­я­ние она ока­зы­вала и на гре­че­скую, и на рим­скую куль­туру. Вой­дите в храм и посмот­рите, какой огром­ный вклад внес каждый народ в Цер­ковь. О роли Изра­иля я уже сказал: Хри­стос, Дева Мария, Павел, апо­столы. Дальше идут сирийцы: бес­чис­лен­ные муче­ники. Греки: Отцы Церкви. Ита­лийцы: бес­чис­лен­ные муче­ники. Нет народа, кото­рый не внес бы своего вклада в огром­ное и гран­ди­оз­ное здание Церкви. Каждый святой имеет свое оте­че­ство, свою куль­туру. И для нас, живу­щих, по воле Божией, в мно­го­на­ци­о­наль­ном госу­дар­стве, хри­сти­ан­ское умение любить, ува­жать, чтить другие народы явля­ется не каким-то празд­ным допол­не­нием, а жиз­нен­ной необ­хо­ди­мо­стью. Ибо тот, кто не ува­жает чужого народа, не ува­жает себя. Народ, ува­жа­ю­щий себя, всегда будет ува­жи­тельно отно­ситься к другим наро­дам, подобно тому как чело­век, хорошо зна­ю­щий свой язык, ничего не теряет от того, что он знает и любит другие языки. Чело­век, кото­рый любит ико­но­пись и древ­не­рус­ское пение, может любить и Баха, и готи­че­скую архи­тек­туру. Пол­нота куль­туры рас­кры­ва­ется в сов­мест­ном твор­че­стве разных наро­дов.

Религия

Моисей получает Тору. Иллюстрация к манускрипту (Франция, предположительно между 834 и 843 гг.). В верхней части рисунка: Моисей на горе Синай, окруженный языками пламени, получает от Б-га Тору. Снизу: Моисей передает Тору народу Израиля. (The British Library, Ms. ADD 10546 f25) Хотя период еврейско — русских контактов длился всего двести лет — история еврейско — христианских взаимоотношений, внутри которых и в контексте которых существует еврейско — русское пространство, составляет период ровно в десять раз более длинный, целых два тысячелетия.

В этих взаимоотношениях есть «классическая часть» — т. е. то, как эти отношения устанавливались в начальный период после отделения христианства от иудаизма и как они продолжались в течение многих веков, и современная часть — то, как за последнее столетие, буквально на наших глазах, меняются и ортодоксальный иудаизм, и ортодоксальное христианство.

Сегодня пересматриваются и исправляются концепции, казавшиеся незыблемыми в течение тысячелетий, причем это происходит не в результате реформы или образования новых сект, а в ходе «ортодоксальной модернизации», когда новое направление развития данной религии полностью сохраняет свою ортодоксальность и при этом модернизируется.

В течение всего «классического периода» открытый диалог между христианством и иудаизмом был невозможен, т. к. цели христианства в этом «диалоге» были чисто миссионерскими: где проповедью, а где давлением вынудить евреев отказаться от иудаизма и обратиться в христианство. В такой обстановке естественной защитной реакцией иудаизма было воздвижение стены между еврейским и христианским духовными мирами.

Однако в наше время это положение вещей стало меняться. Во второй половине XX века наметились серьезные положительные сдвиги в теологической позиции христианства по отношению к иудаизму.

В большинстве западных христианских деноминаций (католики и большая часть протестантов) начался процесс переосмысления иудаизма и принципиального отказа от миссионерства по отношению к евреям, — т. е. признания того, что даже с точки зрения христианства «Первый („Ветхий“) Завет», т. е. исходный Завет Б-га с евреями, продолжает действовать, ибо слово Бога вечно и не может «обветшать», устареть или «отмениться»; а поэтому евреи (в отличие от других народов мира) «спасаются через свой Завет с Б-гом и не нуждаются для этого в крещении». (Некоторые христианские теологи даже подчеркивают, что «христианское миссионерство по отношению к евреям, основанное на отрицании действенности Первого Завета, оскорбляет Б-га».)

Это наметившееся серьезное изменение позиции христианства (пока что только его части) дает возможность иудаизму также занять более открытую позицию, что вместе создает надежду на то, что стороны, впервые за много сотен лет, могут начать действительный диалог, направленный на взаимопонимание, а не на переубеждение оппонента.

Изменение позиций, как христианства, так и иудаизма, было вызвано теологическим осмыслением Катастрофы и особенно теологическим осмыслением создания Государства Израиля — этого поразительного факта возвращения евреев в свою Страну после двухтысячелетнего отсутствия.

А это возвращение имеет — никак не меньшую мировую духовную и религиозную значимость, чем произошедшее две тысячи лет назад разрушение иерусалимского Храма и начало изгнания евреев из Святой Земли, исторически (и неслучайно) совпадающее с началом распространения христианства.

И если мы действительно верим в Б-га и воспринимаем историю не просто как рутинную смесь интриг, экономики и политики, но как Диалог Б-га с человечеством — мы должны постараться понять, что же Б-г сегодня, текущим ходом истории, хочет нам сказать.

Иудаизм и христианство: что это за религии

Иудаизм — вероисповедание, зародившееся у древних евреев (иудеев) во II тысячелетии до н. э. Это одна из монотеистических религий, то есть почитающих одного, единого Бога. Из всех существующих в настоящее время религий иудаизм является наидревнейшей.

Название произошло от наименований одного из родов древнееврейского народа — рода (колена) Иуды. В силу исторических событий оно осталось единственным представителем еврейского народа, поэтому стало употребляться как синоним к слову «еврей».

Христианство — религиозное учение, возникшее около 33 года н. э. в Палестине на Ближнем Востоке. Первоначально учение было известно только среди некоторых представителей иудеев, но затем получило распространение во многих местностях Римской империи.

Христианство имело основу в иудаизме, но практически с самого начала отделилось от него.

Иисус и его апостолы были иудеями по вероисповеданию. Но впоследствии апостолы основали отдельное вероучение. Дальнейшее развитие еще больше предопределило разделение.


Ученики Иисуса

Современные иудеи

Согласно статистике 2018 года, в мире насчитывается 15 млн иудеев. Около 40% евреев сегодня проживает в США и Канаде, 9% – в Европе. 45% от их количества живёт в Израиле. В этой стране иудаизм не имеет статуса официальной религии, однако он и не отделён от государства. Например, некоторые израильские законы основаны на традиционном иудейском праве. Такими вопросами, как брак, развод, смерть, заведуют только религиозные учреждения. Священный для иудеев субботний день в Израиле является выходным. Праздничные дни также соответствуют иудейской традиции.

Толкователи иудейского закона и главы общин называются раввинами. Молитвенные собрания иудеев именуются синагогами. Символом иудаизма в последние столетия является шестиконечная Звезда Давида. С древних же времён используется символ Менора – семисвечник из разрушенного Иерусалимского храма.

Разрушенный в 1 веке н.э. храм был уже вторым по счёту в истории иудейского народа. На его месте стоял Первый храм, построенный царём Соломоном за тысячу лет до рождения Христа. Он был разрушен 6 веке до н.э во время нашествия вавилонян. Однако вскоре культовое сооружение было восстановлено и просуществовало более 500 лет. Сегодня на его месте находится мусульманская мечеть. От Второго храма до наших времён сохранилось лишь несколько руин (“Стена Плача”). Иудеи верят в возрождение своей главной святыни. Они считают, что Третий храм станет духовным центром не только для евреев, но и для всего человечества.

Один ли Бог у иудеев и христиан?

Христианство как самостоятельная религия основывается на догматах и вероучениях еврейского народа. Сам Иисус и большая часть его апостолов были евреями и воспитывались в иудейских традициях. Как известно, христианская Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет – это и есть основа иудейской религии (Танах – священное писание иудеев), а Новый Завет – это учения Иисуса и его последователей. Поэтому как для христиан, так и для иудеев основа их религий одинакова, и поклоняются они одному и тому же Богу, только соблюдают при этом разные обряды. Само имя Бога как в Библии, так и в Танахе – Яхве, что переводится на русский как «Сущий».

Чем отличаются иудеи от христиан? В первую очередь рассмотрим основные отличия между их мировоззрениями. Для христиан существует три основные догмы:

  • Первородный грех всех людей.
  • Второе пришествие Иисуса.
  • Искупление человеческих грехов смертью Иисуса.

Эти догмы призваны разрешить основные проблемы человечества с точки зрения христиан. Иудеи же их не признают в принципе, и для них данных трудностей не существует.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знаки судьбы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: