Как развить мышление? ч.2 как развить мышление у взрослого

Модели туннельного эффекта

Для людей с туннельным мышлением не приемлема мысль о том, что они могут допустить ошибку, такие люди непоколебимо убеждены в своих привилегиях и личные способности. При этом виновниками ошибки выставляются кто угодно, только не они. Ошибки и недочёты в расчет никогда не берутся, человек убеждён в своей абсолютной правоте

Избыточная значимость. Эффект фокусировки

Навязчивая идея

Навязчивая мысль в туннельном мышлении не даёт право на ошибку, это совершенно не допустимо и опустошения, печали, потеря смысла жизни или депрессию

Максимализм

Люди с туннельным мышлением и максимализмом впадают в крайность при требовании чего-либо, гонка за лучшей версией работы, еды, второй половинки, вопрос у максималистов всегда стоит ребром без компромиссов

Что делать?

Воспринимайте окружающий мир без оценивания. Навешивание ярлыков ограничивает свободу личности. Учитесь наблюдать за окружающими людьми без комментариев. Пробуйте избавляться от навязчивых убеждений типа «всем блондинкам свойственна природная глупость», «все мужчины склонны к изменам», а «незамужние женщины одиноки и несчастны».

Научитесь замечать в людях их хорошие качества, не ищите в них отрицательные стороны. Попробуйте найти изюминку в каждом встречающемся на вашем пути человеке. Не отвергайте людей, принадлежащих другой когорте или ещё чем-нибудь отличающихся от вас.

Развивайте в себе способность принимать противоположную точку зрения, даже если она никаким образом не укладывается в ваши представления. Вырабатывайте терпимость к чужому мнению. Любой человек может отстаивать собственные позиции и суждения.

Не прислушивайтесь к навязываемому вам извне мнению. Свободный от стереотипов человек не будет указывать вам, что вы должны делать, а от чего должны отказаться. Не верьте сплетням, слухам, наговорам. Они нередко содержат ложную информацию. Доверяйте своему шестому чувству, интуиции. Убедите себя в том, что никому не требуется ваше одобрение. Все люди разные и они могут вести себя так, как им нравится. Примите этот факт, попробуйте мысленно поставить себя на их место.

Контролируйте свои движения. Выискивайте среди них стандартность и оригинальность. Поиск шаблонности и неординарности в собственных действиях помогает разрушить множество распространённых стереотипов. Расширяйте свой кругозор.

 Изучайте новые культуры, общайтесь с людьми разных национальных и религиозных принадлежностей. Свежие мысли и новые познания способствуют изменению взглядов на жизнь. Они не избавляют полностью от использования штампов и клише, но значительно расширяют границы мыслительного процесса.

Что такое невроз?

Невроз — это психогенные и стрессогенные нарушения психического аппарата. Возникновение невроза провоцирует не событие, а наше отношение к нему.  

Клиенты, обратившиеся за консультацией к психологу по поводу невротических расстройств, называют следующие самые частые причины возникновения неврозов:

  • социально-экономические проблемы в жизни, вызывающие чувство безысходности;
  • постоянное психологическое напряжение;
  • завышенные ожидания, провоцирующие разочарование.

При этом невроз для большинства людей является совокупностью навязчивых дестабилизирующих мыслей и физиологических симптомов (боль в сердце, тахикардия, паническая атака или другие проявления), которые не позволяют жить полноценной жизнью и периодически повторяются. В реальности же, все эти симптомы отражают внутреннее психологическое состояние человека и являются выражением его мировоззрения.

Ограничения человека = ограничения мышления

Ничто так не ограничивает человека, как он себя сам, вернее ограничение в мыслях. В чём ограничивает человека туннельное мышление? Почему истории с несчастливым концом встречаются чаще? Всё очень просто. Не видя картину в комплексе, человек перестаёт бороться, становится не в состояние делать выводы и принимать адекватные решения. Это приводит к мрачному финалу – неспособности к сопротивлению, постепенной деградации и нежеланию что-то делать, считая все попытки ведущими к фиаско.

Через узкую щель действительно видна узкая часть мироздания. Психологи провели эксперимент, заключавшийся в завязывании глаз пяти мужчинам, подведении их к слону (каждого к определённой части) и дальнейшего объяснения о предмете исследования. Все участники, рассказывая о своей части, были правы в своём контексте, но ни один не сказал, что это слон. Их суждения ограничивались собственной абсолютной правотой, категоричностью, непринятием чужой точки зрения. Когда мужчинам развязали глаза, то все дружно рассмеялись.

Подобное ограничение характерно для тоннельного мышления, приводящего к негативным мыслям и искажению мировосприятия:

  1. Отсутствие полутонов. Ограниченность мыслей накладывает деление всего происходящего на «чёрное и белое» подобно мало читающему индивиду, принимающему точку зрения одной книги с цитатами и навязыванием выводов.
  2. Категоричность суждений. «Всё или ничего» — тезис, не позволяющий двигаться вперёд, концентрироваться на удачах, производить фильтрацию событий.
  3. Навешивание ярлыков. «Истина в абсолютной инстанции – то, как я вижу мир, все остальные – дураки или уроды». Взгляд с другого ракурса – это ошибка, поскольку его не существует по определению.
  4. Акцент на негативе. Любое событие, оцененное адекватно, даёт бесценный опыт, полученный путём «набивания шишек». Узость мышления заставляет искать виноватых в событиях или людях, не позволяя получать урок жизни с минимальными потерями и благодарностью вместо ропота и возмущения.

Основные особенности

Большинство людей считает, что шизофрения является раздвоением личности. Однако это слишком простое определение. На самом деле это более сложная психическая патология, которая охватывает множество разнообразных расстройств. Большая часть из них не имеет отношения к формированию в голове человека новых личностей.

Согласно МКБ-10, диагноз «шизофрения» (F20.0-F20.3) может быть поставлен, если наблюдается хотя бы один из нижеперечисленных симптомов:

  • Вкладывание/отнятие мыслей, их открытость для окружающий, «эхо» мышления. Человеку кажется, что его мыслительный процесс слышат посторонние (либо другие люди влияют на него путем закладывания идей или подмены воспоминаний).
  • Бредовые идеи. Прежде всего, шизофреников беспокоит бред воздействия. Они уверены, что на их тело или мысли воздействуют окружающие или потусторонние силы, например, инопланетяне.
  • Галлюцинации — слуховые, зрительные и тактильные. Больные слышат, видят и трогают то, чего нет в действительности.
  • Устойчивые бредовые идеи. Они связаны с культурой, политикой, изобретательством и пр. Как правило, подобный бред звучит нелепо или даже фантастически.

Также диагностировать шизофрению у человека могут при наличии двух из следующих признаков:

  • Стойкие галлюцинации любого типа, сопровождающиеся бредом, которые проявляются на протяжении месяца.
  • Шперрунги и неологизмы — обрывы мышления, использование в речи несуществующих слов.
  • Кататонический синдром — психомоторные (двигательные) расстройства. Больной то находится в сильном возбуждении, то впадает в ступор, застывая в противоестественной позе на несколько часов.
  • Негативная симптоматика: апатия, речевая скудость, безынициативность, утрата интересов, неадекватность эмоций, отчуждение и пр.

Последняя группа симптомов, негативная, может наблюдаться и при депрессии. Однако при наличии галлюцинаций, шперрунгов или кататонического синдрома, которые развиваются на фоне апатии и других признаков негативного типа, встает вопрос о постановке диагноза «шизофрения».

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизнь

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Дизайн-мышление

Менее творческим, но не менее эффективным считается дизайн-мышление. Его главный принцип состоит в поэтапном структурировании информации, рассмотрении возможных перспектив развития проблемы с целью прогнозирования наилучшего варианта. Главное отличие дизайн-мышления от традиционного аналитического мышления заключается комбинировании творческого и аналитического подхода.

Этапы дизайн-мышления:

  1. Четко определить проблему, изучить мнения других людей.
  2. Исследовать характерные закономерности и особенности проблемы.
  3. Сформировать идеи и принципы решения проблемы.
  4. Создать черновик – первый вариант решения проблемы.
  5. Оценить результаты.
  6. Усовершенствовать план решения проблемы, дополнить новыми методами.

Таким образом, главные инструменты дизайн-мышления – это логика, воображение и интуиция. Такой подход помогает правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые мешают достичь желаемого .

Если вам хочется разобраться в дизайн-мышлении лучше, для вас у нас есть статьи «Что такое дизайн-мышление» и «Дизайн-мышление: что это такое и как его применять», а также очень интересный курс по дизайн-мышлению, пройдя который вы научитесь применять множество интересных техник и методик в любой сфере своей жизни.

Для чего нужно развивать и применение в жизни

Взрослому человеку без логики вообще сложно жить на белом свете. Если у дошкольника, школьника эта структура мышления проседает, тут все понятно: “Дети…” – скажете вы и тяжко вздохнете. Тогда как к взрослым уже другие требования. И если на вопрос “Что ты сделал?”, вы отвечаете “Во вторник”, тогда тут явно нестыковочка получается.

Мы уже рассмотрели с вами составляющие логического мышления, и без них в жизни сложно обойтись. Мы не сможем объединять понятия, классифицировать их и из поведения людей или ситуаций делать выводы, и будем наступать на одни и те же грабли.

Помню, когда сдавали зачет по предмету “Логика”, некоторые однокурсницы 5 раз ходили и никак не могли сдать. И в жизни у них прослеживалось вот это “наступание на грабли” – парень несколько раз унизил, другая с первого раза бы ушла, а эти терпят, к сессии вовремя не подготовились, другие уже сдали давно и отдыхают, а эти пыхтят. В чем проблема? В том, что выводы не делали, не анализировали. Вот вам и проблемы с логикой!

Еще пример: обратимся к нашим праотцам. Логика позволяла людям избежать не просто проблем, а даже спасти свою жизнь. Наблюдая, как во время грозы молния попадает в дерево, развивается пожар, они делали вывод, что их ждет опасность. Именно оттуда пошла привычка прятаться во время грозы. Да и просто неудобно, когда капли за шиворот падают!

Мы пришли к тому, что таки логическое мышление нужно развивать и делать это желательно как можно быстрее, чтобы не напортачить в своей жизни! И вам даже не придется париться, искать, где это лучше сделать. Я уже подготовила для вас уникальную подборку курсов по развитию мышления, где вы найдете ответы на все вопросы.

Для освоения логики нужно совмещать теорию и практику, с помощью упражнений довести логические составляющие до автоматизма, чтобы потом легко применять в реальных ситуациях.

Как развить логическое мышление с помощью упражнений?

Давайте попробуем немного поиграть.

Упражнение «Логические цепочки»

Ваша задача – найти, что может быть общего у двух любых предметов, названия которых придут Вам в голову. Постарайтесь выбрать несколько объектов, совершенно не похожих друг на друга, и попробуйте найти то, чтобы их могло бы связывать. Например, сахарница и пинцет:

  • это приспособления;
  • перед их изготовлением требуется выполнить чертежи;
  • они твёрдые;
  • они имеют соизмеримые размеры;
  • они могут использоваться на кухне;
  • их можно использовать совместно (например, доставать кусочки сахара из сахарницы пинцетом);
  • их поверхности могут быть блестящими;
  • и т.д.

Или рассмотрим ещё пример, кактус и молоток:

  • и тем, и другим можно пораниться;
  • это материальные объекты;
  • оба из органического материала (если молоток с деревянной ручкой);
  • соизмеримы по размеру;
  • могут иметь вытянутую, удлиненную форму;
  • могут использоваться в пределах квартиры
  • и т.д.

Второй вариант «Логических цепочек»:

Придумайте два любых события, между которыми прошло сравнительно немного времени. Например:

1. Утренний кофе Зинаиды Ивановны «сбежал», залив плиту.

2. С тополя упал жёлтый лист.

Задание: Попробуйте найти промежуточные события, логически вытекающие друг из друга и приведшие в конце концов от первого события ко второму. Например:

Утренний кофе Зинаиды Ивановны «сбежал», залив плиту => поэтому она замешкалась и опоздала на работу => была раздражена => сорвала зло на коллеге => получила в ответ негативную эмоцию => выбежала, расстроенная, не разбирая дороги => налетела на молодое тополиное деревце => с тополя упал жёлтый лист.

Если игроков много, можно придумать и сравнить несколько вариантов и выбрать самый интересный, который и станет «победителем».

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы испытываете трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, постарайтесь сменить привычный способ восприятия информации. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления у современных детей.

Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы

Сначала длинные художественные тексты могут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяйте вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время для борьбы с клиповым мышлением.

То же самое со старыми фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.

Способ 2. Писать изложения и сочинения

Изложения научат запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.

Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйтесь показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).  

Если академические тексты не вызывают энтузиазма, ведите дневник, чтобы избавиться от клиповости мышления.

Способ 3. Сомневаться и дискутировать

Не позволяйте себе мыслить однобоко. Это поможет быстрее избавиться от клипового мышления. Всегда анализируйте позицию оппонента и спрашивайте себя: «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил двойку. Обидеться проще всего, но попробуйте усомниться в своей правоте и честно сказать, какую оценку себе поставили бы, если бы были педагогом.

<<Блок перелинковки>>

Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Найдите темы, которые вас действительно беспокоят, попробуйте посмотреть на них с разных точек зрения. Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу.

<<Форма бесплатного курса>>

Способ 4. Устраивай цифровые каникулы

Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.

Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивайте себе выходные созидания. Гуляйте, рисуйте, встречайтесь с друзьями — но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Так вы отдохнёте от постоянного потока информации и перезагрузите мозг.

Как появляется магическое мышление и зачем оно нам нужно?

Магическое мышление – родом из детства. В младенчестве окружающий мир обычно быстро и чутко реагирует на все наши потребности. Мы голодны – и появляется кормящая мама. Мы плачем, нам грустно и страшно – родители заключают нас в объятия. Именно поэтому магическое мышление считается нормой для детей до 3-5 лет.

Также оно считается нормой для представителей примитивных культур. Например, еще наши предки, за неимением современных научных знаний, пытались дать различным природным явлениям и «принципам работы» окружающего мира простые и понятные для них объяснения:

А в корне всего этого стоит страх перед необъяснимым, попытка сделать мир более понятным для себя.

Магическое мышление – это способ контроля пугающе нестабильной реальности. Суеверия, ритуалы и вера во вселенскую справедливость позволяют нам почувствовать себя в безопасности.

Яркий пример – «профессиональные суеверия». Люди, чья работа связана с повышенным риском для жизни – врачи, пожарные, водители, моряки, пилоты и космонавты – используют множество негласных правил, которые позволяют чувствовать контроль над опасной ситуацией и дают ощущение защиты.

Особенности лечения

В случае с гипоплазией сосудов полное излечение заболевания невозможно. Даже после реконструктивной операции может быть достигнута только временная компенсация местного кровотока.

Консервативная терапия

Консервативное лечение включает прием лекарственных препаратов, физиотерапевтические методы, лечебную физкультуру, иглорефлексотерапию. Для улучшения кровоснабжения мозга используют несколько групп лекарственных средств:

  • Сосудорасширяющие средства (кавинтон, актовегин, цераксон).
  • Нейропротекторы и ноотропы (пирацетам, глицин, пикамилон, мексидол), улучшающие обменные процессы в мозговой ткани.
  • Бетагистин, эффективный при наличии головокружений.
  • Антигипертензивные средства необходимы в случае повышения артериального давления: антагонисты кальция (амлодипин), бета-адреноблокаторы (бисопролол), ингибиторы АПФ – ангиотензинпревращающего фермента (лизиноприл).
  • Профилактику образования тромбов осуществляют с помощью антиагрегантов (аспирин, пентоксифиллин, клопидогрель).

Из физиотерапевтических методов могут применяться:

  • диадинамические токи;
  • магнитотерапия;
  • электрофорез с препаратами, обладающими сосудорасширяющим, обезболивающим действием.
  • процедура магнитотерапии.

Одних таблеток мало

Важно изменить и образ жизни:

  • Минимум животного жира, простых углеводов. Больше растительной пищи.
  • Ограничение соли (до 7 граммов) и сахара.
  • Адекватная физическая активность. В рамках дозволенного. Характер лучше уточнить у врача.
  • Отказ от курения, спиртного.
  • Адекватный сон. Не менее 8 часов за ночь.
  • Избегание стрессов. Нервных перегрузок.
  • Также не стоит резко поворачивать голову, изнурять себя физически.

Хирургическое лечение

Хирургическое вмешательство может осуществляться открытым способом или с помощью эндоваскулярного метода (через небольшие отверстия, без крупных разрезов).

Для восстановления кровотока применяют:

  • Стентирование, при котором в место сужения сосуда вводят стент – каркас для расширения суженного участка. Такие стенты могут быть пропитаны лекарственными средствами.
  • Ангиопластику, при которой в зону сужения вводят баллончик, который накачивают воздухом для расширения сосуда. Ангиопластика и стентирование могут дополнять друг друга.
  • В тяжелых ситуациях проводят более сложную реконструктивную операцию: удаление деформированного участка и протезирование с помощью собственной вены пациента.

К сожалению, «традиционные» методы это все, чем официальная медицина может помочь пациенту. Однако, так называемые «центры альтернативной медицины», готовы порадовать пациента разнообразными процедурами. Здесь вам предложат в качестве «новой» терапии иглоукалывание, массаж, различные комплексы упражнений. Если вы решили опробовать новые методики, посоветуйтесь с лечащим врачом.

Что такое системное мышление простыми словами

Мы живем в мире, в основе которого лежат взаимосвязи одних элементов с другими. И для всего этого существует название — система. Под этим названием понимают особый тип организации отношений между разными элементами. Это могут быть компании, люди и даже процессы.

Распространенная ошибка — ставить знак равно между систематичностью и системностью. Первое — не предмет нашего сегодняшнего разговора, а повторение одного и того же действия в равный промежуток времени. Второе же — то, о чем пойдет речь в данной статье. Когда говорят «системность», чаще всего подразумевают такие понятия, как организованность, продуманность, слаженность и т.д.

Все эти определения разнообразны, но при этом не вызывают сложностей в трактовке. А что, если мы используем более комплексное понятие «системное мышление»? Что скрывается за ним? Давайте разбираться.

Что такое системное мышление простыми словами

Мышление – один из психических процессов, который связан с сознанием. Оно существует для изучения окружающей действительности, вычленения образов и установления между ними связей. В психологии выделяют несколько видов мышления. Одно из них — системное.

Отличие системного мышления от других заключается в том, что это тип мышления, в основе которого лежит способность к объединению различных элементов в одну законченную картину.

И что это значит?

  • В вашем внимании полная картина происходящего.
  • Эта картина включает в себя каждый элемент данной системы.
  • Части системы не хаотичны, а связаны между собой. Вы это видите и понимаете, как изменение одного влияет на функционирование другого и все в целом.
  • Система не изолирована, а связан с окружающей действительностью.
  • Каждый перечисленный выше аспект вы не теряете из вида и учитываете при принятии решений.

По мнению руководителя Сбербанка Германа Грефа, нет ничего хуже для жизни человека, чем неспособность мыслить системно. Это, как он считает, «катастрофа по жизни». В понятие «системное мышление» Греф включил две вещи: анализ и синтез. Первая представляет собой способность погрузиться в детали и структурировать полученные знания. Вторая — умение отключаться от частного и переходить к общему, то есть масштабность видения.

Сложно не согласиться с тем, что развитое системное мышление — навык критически важный. Обладание им и грамотное применение в повседневности, может оказать значительное влияние на качество жизни человека. Данное умение доступно не каждому, но это не повод для печали: всему нужно научиться.

Несмотря на то, что руководитель Сбербанка выделил, пожалуй, основные качества системного мышления, они не являются единственными. В данном материале мы собрали для вас наиболее полное представление о данном виде мышления, что оно включает, как его развить и применять на практике.

Два важных совета, помогающие избавиться от дереализации

  1. Принятие проблемы.

Первое, что нужно сделать, чтобы в короткие сроки избавиться от дереализации, – принять тот факт ее присутствия. Понять, что бесполезно размышлять о причинах возникновения дереализации, бессмысленно  сопротивляться. И уж тем более ни в коем случае нельзя ждать, когда же она, наконец, пройдет. Самый оптимальный вариант – принять эту проблему, раз она уже имеется, и сказать себе: «Да, проблема существует, но ее можно решить». Нет смысла бороться с дереализацией и не принимать ее, потому что непринятие вызывает напряжение, а напряжение, в свою очередь, вызывает более сильную тревогу. Получается, что неприятием проблемы мы только усиливаем ее.

  1. Выполнение специального упражнения.

Второе, что нужно сделать при  дереализации – регулярно выполнять следующее простое упражнение

Когда человек выходит на улицу или попадает в общественное место, нужно попытаться сконцентрировать внимание на одном предмете. Это может быть столб, машина, другой человек, рекламная вывеска – что угодно

Главное – постараться сконцентрироваться на этом объекте. Смысл этого упражнения в том, что оно тренирует новую привычку для мозга – умение фокусировать внимание на одном предмете. Постепенно мозг начнет остывать от перегрузки, его работа войдет в нормальное русло, и дереализация потихоньку начнет отступать. При этом рекомендуется проявлять физическую активность, чаще выходить на улицу, чтобы появлялась возможность выполнять упражнение, помогающее избавиться от дереализации.

Если выполнять это упражнение достаточно часто, то проблема дереализации исчезает практически на 100%. При этом одновременно рекомендуется использовать определенные методики и заниматься другими упражнениями, помогающими снизить общую тревожность.

Ввести режим дисциплины!

Вот прямо все эти взрослые, скучные надо, которые вы ненавидели в детстве. Ложиться вовремя, максимально хорошо делать свою работу, записаться к врачу, изменить питание на здоровое, ходить в спортзал. Первое время будет невыносимо сложно, мозг будет усиленно сопротивляться, он совершенно не захочет взрослеть, он не захочет строгой дисциплины. Но если вы это сделаете – вы уже значительную часть своей жизни приведете в порядок.

Внешние изменения постепенно начнут подтягивать внутренние, ваш темный туннель вдруг начнет светлеть. Окажется, что жизнь многообразна, что есть много дорог, путей и вариантов развития.

Как понять, что вы начали системно мыслить

Для этого существует простой чек-лист. Спросите себя:

  • Я задаю такие же вопросы, как и раньше?
  • Как я формулирую свои мысли?
  • Вижу ли я архетипические высказывания, паттерны поведения и ментальные искажения в том, что меня окружает?
  • Я стереотипно мыслю? А окружающие? Как я это понял?
  • Оказываю ли я влияние тем, как мыслю, делаю и говорю?

Как понять, что вы начали системно мыслить

Интеграция системного мышления в повседневную действительность идет поэтапно: сначала оно используется для запросов, потом для диагностики и только почти в самом конце — в общем моделировании. Способность мыслить системно — великое благо, одно знание о котором делает ваше представление о мире интересней, а обладание — богаче.

При каких проблемах и запросах эффективна КПТ?

  • зависимое поведение;
  • шизофрения;
  • депрессия;
  • биполярное аффективное расстройство;
  • тревожно-фобические расстройства;
  • панические атаки;
  • дистимия;
  • психосоматика;
  • ипохондрия;
  • дисморфофобия;
  • расстройства пищевого поведения;
  • посттравматическое стрессовое расстройство;
  • бессонница;
  • гнев, агрессия и другие сложные чувства;
  • антисоциальное, пограничное и другие расстройства личности;
  • стресс;
  • истощение.

Также практика когнитивно-поведенческой терапии может помочь пережить горе, кризис, развод. Улучшить отношения с детьми, партнером, родственником, коллегами. Повысить самооценку и уверенность в себе, избавиться от комплексов и решить другие личные проблемы.

КПТ эффективна в работе с клиентами всех возрастов, парами, семьями, группами. У детей и подростков когнитивно-поведенческая терапия особенно эффективна в лечении тревожного и обсессивно-компульсивного расстройств. У пожилых людей — в лечении депрессий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знаки судьбы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: