Цена каждого слова
«Сил-то у него ещё много, — говорит келейник монаха Михаил Некрасов
, который ухаживает за схимником. — По многолетнему обычаю встаёт в 4 часа утра. Совершает своё келейное правило (молитвы, которые монашествующий непременно читает в течение суток вне богослужений). Затем проделывает путь от дома до храма — всё в гору: он стремится всегда быть на богослужении, потому что жизни без храма не представляет».
Вот и сегодня схимонах Кукша не торопясь собирается в храм. В его скромной обители — тихо и спокойно. На стенах его кельи — иконы, рамки к ним он сделал своими руками.
В скромной обители схимонаха — тихо и спокойно. Фото: АиФ
В углу дремлет кошка. «Она даже лапку подавать умеет», — неожиданно поясняет Кукша. В ту же минуту кошка, вскочив, кладёт свою пушистую лапу на морщинистую ладонь схимонаха. Затем, замурлыкав, забирается к нему на колени.
«На самом деле он очень редко разговаривает. Неразговорчивый, задумчивый, наблюдательный, словно знает цену каждому слову», — говорит о схимонахе его келейник Михаил Некрасов.
На стенах повсюду развешаны иконы в рамках, большинство из которых Кукша смастерил сам. Фото: АиФ
Что значит принятие схимы
Также инокам разрешено носить камилавку, как символ церковной награды, которая была введена в Православии в 1798 году.
Награждение правом ношения камилавки священника
Камилавки (головной убор) у иноков черного цвета, без всяких наметок. По мере продвижения в священнослужении камилавки могут быть фиолетового и белого цвета. Проходит время, инок готовится к принятию великого обета отречения от мира.
По словам святых отцов, принятие пострига в рясофоры сравнивается со вступлением в отряд войска Небесного для изучения боевого искусства, которое так необходимо на ниве битвы Божьей. Новорукоположенный схимник вначале постригается в малую схиму через дачу обетов послушания, целомудрия, при этом ему дается новое имя.
Малосхимник получает и новую одежду:
- мантия без рукавов, надеваемая поверх рясы;
- параман — прямоугольная накидка черного цвета, на ней изображен крест и орудия страстей Христовых, которая носится на спине;
- клобук — головной убор в виде камилавки с наметками;
- сандалии;
- четки.
Важно! Принятие малой схимы означает добровольный отказ от прелестей мира и принятие строго аскетического образа жизни. Мантия символизирует готовность выступить на войну, демонстрацией военного парада Войска Небесного
Читайте о святых монахах:
Схимой в Православии называется высшая монашеская степень, которая требует от монаха, принявшего ее, соблюдения суровых аскетических условий. Изначально схима представляла собой монашеское облачение особого вида, однако со временем этим словом стали называть торжественную клятву монаха, готового к аскетизму. При постриге в послушники, человек обязан отречься от всего мирского, сменив имя, дав обет схимника и облачившись в одежду монаха – схиму.
Монах, принимающий великую схиму, полностью отчуждает себя от суеты мира, приступая к постоянной молитве, призванной воссоединить его душу с Богом. Таких людей называют схимниками или схимонахами. В сущности, великая схима повторяет все основные обеты малой схимы, однако вместе с тем она обязывает монаха соблюдать данные клятвы еще более строго и неукоснительно.
Предлагаем ознакомиться: Исцеляющие иконы и молитвы… — Познавательный сайт ,,1000 мелочей»
Великосхимники Русской Православной Церкви обычно живут отдельно от остальных монахов и выполняют только те послушания, которые касаются духовничества, молитвенного правила и служения литургии. Епископ, принявший схиму, теряет возможность управлять епархией, а монахи-священники освобождаются от всех обязанностей, кроме постоянной молитвы. Если у схимонаха нет возможности вести аскетический образ жизни в пещере или пустыне, он поселяется отшельником в общежительном монастыре.
Сегодня затвор перестал был обязательным для схимников, соблюдающих правила аскетизма в отшельничестве – они добровольно приняли великую схиму, чем окончательно посвятили себя Господу и своему служению ему.
Принятие схимы
Существует три чина пострижения.
Последовательность постригов:
- в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
- в мантию;
- в схиму.
Для чего нужно
Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.
Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:
- Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
- Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
- Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.
Постриг в рясофор
Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).
Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:
- покаяние;
- плач;
- отречение от мирской суеты.
Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».
Облачение инока состоит из:
- подрясника;
- рясы;
- камилавки;
- пояса;
- четок.
На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.
Постриг в малую схиму
Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.
Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:
- Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
- Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.
Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.
Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.
Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.
Постриг в великую схиму
Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.
Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.
Это интересно: Что такое скрижали Моисея и их значение в православии — в общих чертах
Белое духовенство
Белое духовенство является самым многочисленным, к нему относится подавляющее большинство духовенства. Однако оно и наиболее приближено к мирской жизни. В нашем государстве небольшие церкви отстроены практически во всех, даже небольших, населенных пунктах. Если размеры прихода невелики, на него приходится один священник. В приходе побольше, необходимы протоиерей, иерей и диакон для пасторского служения. Во многом положение духовенства зависит от участия и помощи мирян. Иерархия здесь не очень сложная.
Алтарники
В алтаре священнику также требуется помощь, и получает он ее от послушников, которых называют пономарями, или алтарниками. Выступать в этой роли могут не только мужчины. Нередко эти функции берут на себя монахини или пожилые прихожанки. Храмы, как правило, испытывают нужду в верующих мужского пола, которые хотели бы взять на себя обязанность служить Богу таким образом.
Чтобы стать пономарем, не нужно проходить через обряд таинства. Достаточно получить благословение на прислуживание от настоятеля конкретного храма. Обязанности алтарника:
- следить за тем, чтобы у иконостаса горели лампадки и свечи, составлять их;
- готовить облачение священника;
- подносить вовремя вино, просфоры и ладан;
- во время причастия подносить плат, с помощью которого вытирают губы;
- следить за порядком в алтаре.
Все эти действия вполне под силу большинству верующих людей, которые хотят служить Господу и находиться при храме.
Чтецы
Священной степени не имеют и чтецы, по-другому псаломщики. Задача этих людей ― читать тексты молитв и Священного Писания, когда проходит служба. Но в некоторых случаях настоятели храмов могут давать чтецам иные поручения. Обряд хиротесии, посвящая человека в чтецы, проводит архиерей. Если обряд не будет произведен, чтец затем не сможет попробовать себя в роли иподиакона, диакона и священника.
Иподиаконы
Во время священнодействий архиереям требуются помощники. В этом качестве выступают иподиаконы. В их задачу входит подношение свечей, постилание орлеца, облачение архиерея, омывание его рук. Несмотря на то, что эти церковнослужители носят орари и облачаются в стихари, они не обладают священной степенью. Кстати, стихарь и орарь являются частями облачения диакона, орарь при этом символизирует крылья ангела.
Диаконы
К первой степени священства относятся диаконы. Их главная цель ― помогать во время богослужений священникам. Сами они, в одиночку, не могут проводить никаких служб. Поскольку содержание большого клира ― задача непростая, не во всех небольших приходах есть диаконы.
Протодиаконы
Эти священнослужители являются главными диаконами при кафедральных соборах. Сана удостаивается лишь тот, кто не менее двух десятков лет носил священный сан.
Кроме того, существуют патриаршие архидиаконы ― те, кто служит патриархам. В отличие от других архидиаконов, они относятся к белому духовенству.
Иереи
Этот титул считается первым в священнослужении. Иереи начинают паству, совершают все таинства, за исключением рукоположения, проводят службы (но не освящают антиминс).
Большинство прихожан привыкло называть иереев священниками. Белый священник носит также имя «пресвитер», а принадлежащий к черному духовенству ― «иеромонах».
Протопресвитер
Это звание является высшим званием белого духовенства. По традиции Русская Православная Церковь выдает этот титул только за особые духовные заслуги, а решение о награждении принимает сам патриарх.
Архиереи
Третью степень священства занимают архиереи, которым доступно проведение абсолютно всех православных таинств. Они также могут вести рукоположение для священнослужителей. Именно они управляют всей жизнью церкви, руководят епархиями. К архиереям относятся епископы, митрополиты и архиепископы.
Монахи, в отличие от иноков, принимают малую и великую схиму
Если инок собирается дальше продвинуться на пути монашества, он становиться монахом, принимает вначале малую, а потом великую схиму.
При этом разделение на малую схиму и великую схиму признается далеко не во всех Православных церквях. Так, например, греческие православные церкви имеют только рясофорный постриг и сразу же обет великой схимы.
Одежда монаха, принявшего малую схиму. Мантийные монахи составляют среди монашествующих большинство
Второе название малой схимы — это мантийное монашество. Принимая постриг, и обеты малой схимы человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Он получает новое имя, как бы рождаясь заново, при этом даёт следующие обеты:
- Послушания, то есть отказа от своей личной воли и полного послушания своему духовнику;
- Безбрачия или же целомудрия;
- Нестяжания или же нищеты, то есть отказа от владения личной собственностью.
Всего же монахи обязаны соблюдать обеты, данные при крещении, аскетические обеты, а также ежедневно соблюдать положенные в монастыре и духовником молитвенное правило и нести монастырское послушание, то есть трудиться в монастыре.
Монашествующий избирает руководителя своей духовной жизни — старца и дает обет во всех своих делах следовать его совету и воле. Обычно пострижение в малую схиму происходит на литургии и после неё нового монаха торжественно обличают в хитон, параман, рясу, мантию (палий), клобук, сандалии, в руку дают чётки.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Патриарх Кирилл — мантийный монах
Мантийных монахов среди монашествующих большинство. Именно поэтому обычно под ними понимают православных монахов вообще. Только мантийные монахи могут занимать высшие церковные посты, например, быть настоятелями и наместниками монастырей, правящими Архиереями, в том числе Святейшими Патриархами.
Люди, которым нельзя в монастырь
Выше рассказывается о том, как стать монахом в монастыре. Однако ступить на этот путь смогут далеко не все желающие. Каждый духовник скажет, что людям нельзя прощаться с мирской жизнью, если у них сохранились обязательства перед родственниками, друзьями. Иначе говоря, уйти в монастырь человек сможет только после того, как разберется со всеми обязательствами по отношению к другим людям.
Скажем, монахом нельзя стать, имея престарелых родителей, о которых некому позаботиться. Это же касается и близких родственников, не способных к самообслуживанию из-за инвалидности. Также запрещено отказываться от маленьких детей, оставлять их в детских домах.
Наконец, не может уйти в монастырь лицо, страдающее тяжелым заболеванием, так как в его стенах не будет качественного медицинского обслуживания. Это же правило относится и к инвалидам, которые не способны ухаживать за собой собственными силами. В подобных ситуациях священники рекомендуют людям молиться о своем выздоровлении.
Долголетие — за верность Богу
Как рассказывает протоиерей Олег Ширинкин
, близко знающий Кукшу, жизнь — это испытание и следование Заповедям Божиим, откуда идёт и духовная основа человека:
«Обратим свой взор на день сегодняшний. Современные люди совершенно незнакомы с вечными непреходящими Евангельскими ценностями. Я, как священник, могу со всей ответственностью сказать, что смерть сегодня помолодела на несколько десятков лет. Ибо если внимательно вникнуть в причины столь ранней смерти, то окажется, что это от непочтительного отношения к родителям. Нашего схимника Господь наградил столь почтенным возрастом за доброе отношение и сыновнюю любовь к родителям», — говорит протоиерей.
В столетний юбилей схимонаха Кукши (в то время монаха Никона), в 2012 году, священноначалие Русской православной церкви удостоило его церковной награды — ордена Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени.
* Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.Принявший великую схиму монах (великий ангельский образ) называется схимона́хом, или схи́мником. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от прочей братии и не несут послушания, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники отказываются от управления епархией, иеромонахи освобождаются от обязанностей.
** Слово «куколь» — латинского происхождения и означает капюшон. Подобная одежда была распространена в Римской империи, где похожие головные уборы надевали и на младенцев. Куколь напоминает схимнику о младенческой простоте и незлобии, которым он должен подражать.
Аналав — небольшой четырёхугольный плат с изображением креста — служит напоминанием монаху о вольных страданиях Христа Спасителя.
Параман, имеющий на себе надпись «Аз язвы Господа моего на теле моём ношу (Гал 6. 17)», напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом, распиная плоть со страстьми и похотьми (ср. Гал 5. 24).
Соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха .
Есть несколько подготовительных степеней православного монашества , но к пострижению в схиму относятся: Малая схима (или мантия) и Великая схима . Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду именно Великую схиму.
Первоначально оно означало монашеское одеяние. Схимники в раннем Христианстве (III-V века нашей эры) в основном уходили в Египетские пустыни. Некоторые из них, такие как преподобный Пахомий Великий , позднее основывали или присоединялись к уже существующим монастырям. Многие схимники причислены к лику святых [] .
Церковная иерархия
Какие степени священства существуют?
В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия (“Целибат” – по-латыни “холост”). Диаконы и священники – целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Священническая иерархия может быть представлена так:
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО | ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО |
ДИАКОН | |
Диакон | Иеродиакон |
Протодиакон (старший диакон,как правило, в соборе) | Архидиакон(старший диакон, в монастыре) |
СВЯЩЕННИК | |
Иерей (священник, пресвитер) | Иеромонах |
Протоиерей (старший священник) | Игумен |
Митрофорный протоиерей Протопресвитер (старший священникв кафедральном соборе) | Архимандрит |
ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ) | |
– | Епископ Архиепископ Митрополит Патриарх |
Если монах принимает схиму (высшая монашеская степень – великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка “схи” – схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах), схиигумен, схиархимандрит, схиепископ (архиерей-схимник должен при этом оставить управление епархией).
В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение “отец” (без употребления имени). Оно или фамильярно, или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой: “Отцы и братья. Прошу внимания”). Вопрос о том, в какой форме (на “ты” или на “вы”) следует обращаться в церковной среде, решается однозначно – на “вы” (хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: “оставь нам”, “помилуй меня”). Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение переходит на “ты”. И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений воспринимается как нарушение нормы.
Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: “отец Иоанн” (не “отец Иван”), “диакон Сергий” (а не “диакон Сергей”), “Патриарх Алексий” (а не “Алексей” ).
Иерархически сану архимандрита в черном духовенстве соответствуют в белом духовенстве митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).
В чём разница между епископами, священниками и другими священнослужителями?
Разница в полноте Благодати. Всю полноту Апостольской Благодати, полученной ими от Господа Иисуса Христа, имеют Епископы Церкви, как полноправные преемники Апостолов. Епископы, поставляя Пресвитеров (священников) для священнослужения, передают им часть апостольской Благодати, достаточную для совершения вышеупомянутых шести Таинств и других священнодействий. Кроме епископов и священников, существует ещё чин Диаконов (диакония – служение греческ.), которые при посвящении их получают Благодать в той полноте, которой достаточно им для выполнения их диаконского служения. Иначе говоря, диаконы сами не совершают священнодействии, но “служат”, помогают епископам и священникам совершать священнодействия. Священники “священнодействуют”, то есть совершают шесть Таинств и менее значительные священнодействия, учат народ Слову Божию и руководят духовной жизнью доверенной им паствы. Епископы совершают все священнодействия, которые могут совершать священники, и, к тому же, совершают Таинство Священства и возглавляют Поместные Церкви, или входящие в них епархии, объединяющие различное количество приходов, руководимых священниками.
“Между епископами и пресвитерами, – говорит святой Иоанн Златоуст, – нет большого различия, так как и пресвитерам предоставлено право учительства и церковного управления, и что сказано относительно епископов, то же самое применимо и к пресвитерам. Одно только право посвящения возвышает епископов над пресвитерами”. (Настольная книга священнослужителя. Издание Московской Патриархии. Москва, 1983г. Стр. 339).
Нужно также добавить, что посвящение диакона и священника совершается одним епископом, посвящение же епископа должно совершаться не менее чем двумя, или более, епископами.
Иеромонах Аристарх (Лоханов)Трифоно-Печенгский монастырь
Малая схима
Это следующая степень монашества, её ещё называют пострижение в мантию. Тут уже будущие схимники дают особые обеды:
- послушания — обязательное исполнение какой-либо работы;
- нестяжания — отрицание всякого своё имущества;
- целомудрия — скромность вообще, а также воздержание от сексуальных связей и помыслов.
Теперь в гардеробе монаха помимо рясы имеется ещё и мантия. По этой причине этот этап и носит название — пострижение в мантию. Мантия переводится с греческого как «покрывало», её может носить и епископ и простой монах. Мантия простых монахов имеет только чёрный цвет. И также теперь будущий схимник носит особую обувь — сандалии, а также чётки. Надевает параман — особый платок в дополнение к мантии, где изображается восьмиконечный крест, а также Адамова голова и орудия страстей Христовых, по краям парамана имеются надписи на церковном языке. На голове теперь у монаха клобук — переводится как «шапка» — особое облачение, которое носится на голове, символизирует терновый венец Христа.
Вторая ступень монашеского пути предполагает концентрацию монаха на непрекращающемся духовном росте. Монахи отказываются от повседневных человеческих благ, изменяют имя и дают особые обеты. На втором этапе уже нельзя вернуться в обычную жизнь, при этом не понеся строгого церковного наказания.
Малая схима
Фото: Roseparhia.ru
Всего в православии три ступени монашества. Низшая называется рясофора, уже за ней следуют Малая и Великая схима.
Рясофора в дословном переводе с греческого — это «носящий рясу». Так называют послушника при монастыре. При таком постриге инок обязан читать перечень конкретных молитв, постригать волосы в виде креста. При этом он обычно оставляет свое мирское имя и не приносит специальных монашеских обетов. Послушник ведет подготовку, чтобы принять Малую схиму.
Когда человека постригают в Малую схиму, он уже в обязательном порядке меняет свое имя, приносит обеты нестяжания, послушания, девства. Он получает право на ношение мантии – это длинная накидка в пол без рукавов. Она надевается поверх рясы. Также в облачение такого монаха входит 4-угольный плат, называемый парамана, головной убор клобук, на ногах сандалии.
«Святоша» и «монашка в бегах»
В школе меня не любили, я была не такая как все: не красилась, могла рассказать впечатлившую меня историю из Библии или жизни святых. Меня обзывали «святошей», «монашкой в бегах», даже били. Приходилось многое терпеть, но зла на одноклассников я не держу.
У меня с детства был духовник. Мне очень повезло встретить епископа Серафима Глушакова, ныне покойного. Он пригласил меня в воскресную школу, часто разговаривал со мной. Я ходила в детский хор при храме на улице Черемшанской, сейчас там мужской монастырь. Однажды собиралась со своими родными отдохнуть за Волгой и пришла к духовнику за благословением. А он говорит: «Никакой Волги. Поезжай в монастырь. Посмотри, что там и как».
Схимник — это кто?
Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество).
Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.
Что значит постричься в монахи
Очень часто монахов сравнивают с ангелами. Только их называют «земными ангелами». Действительно, стать монахом в какой-то мере значит стать ангелом. Ангелы всегда видят лик Божий, они ничего не ищут для себя. Их главная миссия – это служить Господу. Тем же должны заниматься монахи. После обряда пострига их жизнь фактически принадлежит Богу. Этот обряд приравнивается ко второму крещению человека. Снова жизнь стает иной и делает крутой поворот. Быть «земным ангелом» — это хорошо и плохо одновременно.
Как хорошее можно отметить особую связь с Богом. Монахи все время пребывают в молитве и в Слове Божьем. Причем они молятся не только за прощение своих грехов, а также и за грехи всего мира. С другой стороны, есть и обратная сторона медали. Иисус говорил, что кто хочет идти с Ним, пусть отвергнет себя, возьмет свой крест и следует за Ним. Казалось бы, это все очень просто. Но в отличие от ангелов, которые созданы для того, чтобы служить Богу и быть Его вестниками, человек имеет в себе нечто такое внутри, что все время побуждает его любить себя, а не Бога. В этом плане ангелам проще, а монахам очень сложно полностью посвятить себя Господу.