Основные идеи даосизма (кратко)

Главные идеи даосизма

В общем понимании даосизм сложно назвать религией. В первую очередь — это именно направление китайский философской мысли, отражающее мировоззрение целого пласта поколений философов. Из-за того, что суть даосизма имеет глубоко национальные черты, свойственные именно китайскому мышлению, оно достаточно сложно воспринимается на Западе.

Именно поэтому в даосизме считается, что постичь дао невозможно — к нему можно только приблизиться, так как нельзя достигнуть то, что по сути представляется небытием. Дао — это зарождение мира и его конец, уходящий в небытие через разрушение.

Такой путь есть у всего сущего на земле — самого Неба, человека, каждого животного и растения. Главная задача последователя даосизма — приблизиться к дао и тем самым впитать в себя великую сущность течения времени, соединить себя с окружающим миром в единой гармонии.

Основоположники религии

Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.

Основоположников всего три:

  • Хуан Ди или «Желтый император»;
  • Лао Цзы;
  • Чжуан Чжоу.

Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.

Но главным основоположником является мудрец Лао Цзы. Он первым объединил все составляющие в единое учение и написал книгу «Дао дэ Цзин». Этот трактат позже стал основой для развития философии.

Есть несколько теорий о происхождении Лао Цзы. Его матери одновременно коснулись лучи солнца и луны, тогда она и зачала будущего мудреца. По второму варианту женщина проглотила осколок горного хрусталя. А вынашивала она ребенка несколько десятилетий, поэтому он родился уже пожилым. Из-за этого ему и дали имя Лао Цзы — «Старый младенец».

Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.

Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

История возникновения и развития даосизма

Существует две основных точки зрения на время возникновения даосизма. Первой, наиболее традиционной, принятой в том числе в самой даосской философии, является указание на появление основ учения в период Чжаньго или «Воюющих царств», охватывающий VI-III века до н.э. В качестве первых учителей указывается легендарный правитель Китая Желтый Император Хуань-Ди и не менее легендарный Лао-цзы, который согласно поверью находился в утробе матери 81 год и потому родился сразу старцем.

Для Лао-цзы в современной литературе выделяют не менее трех реальных исторических прототипов, один из которых является современником Конфуция и автором главной книги даосизма «Дао-дэ-цзин». Однако даосизм, как и многие другие философские школы проигрывает гонку за влияние на умы властителей конфуцианству, из-за чего в течении нескольких веков не получает значительного развития. Становление даосизма как религиозной школы относится уже ко второму веку нашей эры. Именно этот период многие современные исследователи рассматривают как время возникновения даосского движения, отказываясь от исследования его предыстории.

Даосизм, как и любое другое философское течение древнего Китая существует одновременно в двух формах – как школа или мысль, обозначаемая термином цзя и как учение, религия, обозначаемая словом цзяо. Цзя и цзяо не противопоставляются друг другу (как в европейской традиции) а составляют две части единого целого. В то время как цзя составляет удел просвещенных – философов и мудрецов способных постигнуть истинную сущность знания, то цзяо представляет собой единственную форму в которой главные понятия учения могут быть восприняты и воспроизведены среди простого народа.

Замечание 1

Таким образом, оба подхода имеют право на жизнь. Как философия даосизм начинает формироваться еще в период Чжаньго, однако, как религия складывается лишь во втором веке в период династии Хань.

Первым деятелем религиозного даосизма стал Чжан Даолинь который основал школу Пяти Ковшей Риса, ставшую позднее школой Небесных Наставников – главной религиозной школой даосов. На косоротое время школа получила контроль над окружающими территориями и даже создала теократическое государство, которое, впрочем, достаточно скоро потерпело поражение от императора Цао Цао. Последний несмотря на ликвидацию даосской государственности, приблизил к себе их лидера, что немало способствовало распространению и укреплению даосизма в северном Китае.

Помимо школы Небесных Наставников существовали также еще две школы:

  • Шанцин, для которой характерен упор на техники визуализации и диалога с небом;
  • Линбао, слившейся с буддизмом и отдающей первое значение медитации.

Позднее обе школы были подчинены школе Нелесных Наставников, однако в период правления династии Цин, даосизм пришел в упадок и неоднократно подвергался гонениям. Священные тексты изгонялись из библиотек и уничтожались, так что к началу двадцатого века сохранился лишь один экземпляр даосского канона «Дао цзан». Что интересно «Дао-дэ цзин» никогда не был запрещен и не подвергался репрессиям.

Замечание 2

Реабилитация даосизма началась лишь в восьмидесятых годах прошлого века в связи с курсом реформ Дэн Сяопина. В наибольшей степени даосская традиция была сохранена в Тайване.

Философия даосизма

Понятие «Дао» можно расшифровать как извечный путь, ведущий в неизвестность и не имеющий конца, проходящий сразу везде и нигде. Дао — это вечное движение, символизирующее движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения.

Дао — незыблемый Абсолют, которому подчиняется все сущее, в том числе и каждый человек. Дао — пустота, творящая все сущее. Лао-цзы сравнивал его с комнатой, писав о том, что в комнате важнее не стены, а пустое пространство внутри этих стен.

Даосизм впитал некоторые элементы соседних религий, брахманизма и буддизма, например, идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование моральным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование.

Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм находятся в противоречии друг другу.

Путь Дао соткан из нескольких составляющих:

  • особое питание тела, исключение из рациона физической пищи;
  • физические тренировки, полное подчинение тела разуму;
  • недеяние (невмешательство) — полный отказ от целенаправленной деятельности, попыток изменить свою жизнь усилием воли, отдача себя и своей судьбы на волю Природы.

Из принципа недеяния Лао-цзы вывел принцип, по которому следует выстраивать управление обществом и государством. Согласно ему, идеальным правителем является тот, кто стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, по возможности отказывается от реформ, позволяя людям жить, повинуясь воле небес и решать свои проблемы самостоятельно.

Лао-цзы сформулировал три добродетели даосизма:

  • ци (жизненная энергия);
  • шэнь (разумный дух);
  • цзянь (энергия экономии).

В даосизме и человек, и Вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный порядок жизни бесплодна.

За душу человека идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, его поведения: совершая добрые дела, он подкармливает добрых духов и приближает себя к постижению Дао. Совершая злые поступки, подкармливает демонов, и его дух слабеет.

В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Знаменитый круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н. э

Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь в симбиозе

э. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь в симбиозе.

Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао.

Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные.

Единственные религиозные постройки даосов — монастыри, число которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще устраивают представления для публики, демонстрируя владение боевыми искусствами.

Примечательно, что в даосизме отсутствуют понятия Ада и Рая. Даосисты стремятся не попасть в Рай после смерти, а обрести вечную и гармоничную жизнь в этом мире. Нет и самого Бога — его замещает абстрактное и многозначное «Дао».

Столпы и сокровища

Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:

  • философия;
  • обновление;
  • питание;
  • забытая еда;
  • лечение;
  • сексуальная мудрость;
  • совершенство;
  • успех.

Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.

Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.

Лао Цзы называл три сокровища даосизма:

  • ци;
  • цзянь;
  • шэнь.

Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.

Отношение к власти и принцип «недеяния» У-вэй

В вопросе отношения к власти и государству обозначается особая разница между такими понятиями, как конфуцианство и даосизм. Основные идеи кратко можно изложить в виде иерархии властителей, исходя из оценки их деятельности по даосской шкале ценностей.

Лучший из правителей — тот, о ком знают, что он есть — и только. Второй — тот, кого любят и кем восхищаются. Третьего — боятся. Худший — тот, кого презирают. Если в стране все хорошо — можно и не знать, кто у руля. Такая версия крайне неудобна для властей.

Эти выводы вытекают из еще одного важного догмата даосизма — принципа «недеяния» (по-китайски — «У-вэй»). Некоторым ученым кажется более корректным другой перевод — «невмешательство»

Он вызывает меньше ассоциаций с ничегонеделанием, с ленью, которые являются грехом и в Китае. Но суть следующая: цель и человека, и императора — не мешать своими действиями слиянию с высшей сущностью — Дао, которая сама определяет весь ход событий.

Даосизм

道教 dàojiào

Даосизм – философское учение Древнего Китая, основателем которого считается 老子 (lǎozǐ), который жил в конце 7 – нач. 6 века до н.э. О нем известно очень мало. В исторических записках Сыма Цяня говорится, что его настоящее имя – 李耳 (lǐěr — Ли Эр), и что он служил при дворе архивариусом. Сам термин «даосизм» является европейским, так как 道教 (dàojiào) переводится как «учение о Дао».

Его учение изложено в знаменитом трактате Даодецзин (道德经 — dàodéjīng), который на русский язык обычно переводят как «Книга пути и добродетели». Основная часть философского учения даосизма как раз и содержится в этом трактате. Согласно легенде, 道德经 был написан Лао-Цзы перед его путешествием на Запад. Эта легенда была очень популярна в 3-6 вв. в связи с развитием буддизма в Китае. Люди пытались найти связь между буддизмом и даосизмом, предполагая, что Лао-Цзы пришел в Индию и стал основателем буддизма там. На самом деле, этим можно объяснить некоторое сходство между буддизмом и даосизмом. Обычно Лао-Цзы изображается как старец, едущий верхом на буйволе, обязательно белого цвета (цвет Запада). Насчет написание Даодецзина тоже ходят разногласия. Некоторые ученые сомневаются в том, что он был написан Лао-Цзы, и считают, что это произведение – лишь компиляция ранее написанных текстов. К тому же подвергается сомнению точная дата написания, и даже название.

Также к мыслителям даосизма принято относить автора трактата Чжуан-цзы философа Чжуан Чжоу (жил в 3-2 вв. до н.э.), а также автора трактата Ле-цзы философа Ле Юйкоу (4-3 вв. до н.э.).

Главная категория даосизма – дао (道) – понятие очень абстрактное. Считается, что дао – это первопричина всего сущего, что все произошло от Дао. Постичь дао с помощью органов чувств невозможно. То, что можно увидеть, услышать, ощутить, понять – не может быть дао.

Лао-Цзы выступал против социальной несправедливости в обществе, так как считал, что из-за этого нарушается гармония. Он призывал протестовать против социальной несправедливости, прибегая к аскетизму и к отшельничеству. Аскетический образ жизни подразумевал под собой уединение в горах и расставание с мирской жизнью. Интересно, что слово 仙 (xian — святой) как раз и состоит из элементов «человек» и «гора».

Главное место в даосской религии принадлежит учению о бессмертии. О нем ходило большое количество легенд, например про сад небожительницы Сиванму, в котором росли персиковые деревья. Они цветут раз в тысячу лет, а тот, кто отведает их плоды, станет бессмертным. Или про волшебные острова, на которых растет чудесная трава, делающая человека бессмертным. Большое значение придавалось дыхательной гимнастике и специальным упражнениям, которые помогали достичь бессмертия. Также большое развитие получила алхимия, с помощью которой китайцы пытались получить эликсир бессмертия.
Следует отметить, что даосизм нельзя назвать мировой религией в полном смысле этого слова, это скорее философская доктрина, но направленная на обретение бессмертия души человеком после смерти.

Использованы книги История Китая М. Кравцовой и 中国文化,南开大学

Основные положения

Основные идеи Даосизма, озвученные Лао-Цзы, не изменились до настоящего времени. Они повлияли на формирование жизненных ценностей китайского народа, люди видят опору в учении, следуют ему.

Что такое Дао

Дао – главная категория учения, это:

  • жизненный путь
  • главная сила, которая порождает всё во вселенной
  • порядок и закон мира
  • основа бытия

Дао не имеет имени, формы, но облачает в них всё существующее. Это вечная, неизменяемая категория. Всё, кроме неё, когда-нибудь закончится, она же будет жить постоянно. Единственный путь познать смысл жизни, обрести счастье – слиться, соединиться с Дао.

Главные постулаты

Главная идея Даосизма заключается в созерцании. Человек должен уметь отличать плохое от хорошего, посвятить свою жизнь наблюдениям, не пытаясь изменить ход вещей. Человек существует вечно, после смерти он сливается с Дао. Всю жизнь необходимо к этому готовиться, соблюдать правила:

  • Совершать добрые поступки
  • Следить за питанием, соблюдая посты, диеты. Не забывать о физических упражнениях и дыхательных практиках
  • Не вмешиваться в естественный ход вещей

Только слияние с природой, осознание себя как единого целого с миром позволит достичь Дао.

Восемь столпов

Столпы – способы достижения гармонии с миром:

  1. Философия. Познание законов вселенной, предназначения человека и смысла жизни
  2. Правильное питание. Отказ от мяса, причём вегетарианское меню должны быть продуманно, разнообразно
  3. Забытая еда. Соблюдение постов, следование диетам, использование медицинских препаратов, основанных на травах
  4. Излечение. Правильное использование энергии жизни, восстановление сил с помощью массажа, акупунктуры
  5. Сексуальная мудрость. Сексуальные отношения – способ сохранения здоровья, укрепления связи между супругами
  6. Совершенство. Развитие лучшего качества, постоянная работа в этом направлении
  7. Обновление. Применение медитативных практик, дыхательных упражнений
  8. Успех. Наличие целей по освоению бытия, познания мировой сущности, стремление к их выполнению

Три сокровища

Три сокровища – добродетели, которые нужно защищать, наполнять энергией:

  • Ци – сострадание, доброта, любовь, милосердие
  • Цзянь – умеренность, сдержанность, бережливость
  • Шэнь – духовность, разумность, святость

Основатель даосизма. Что это такое

Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры.

Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий:

  • философии с присущим ей изучением бытия, знания, Вселенной, философскими трактатами – дао цзя;
  • религии, которая опирается на веру в высшие силы и предполагает некий догматизм, а также непременные духовные практики – дао цзяо.

Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов.

При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности.   Главная цель – слиться с дао, стать единым целым.

Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному.

Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни.

В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни.

Религиозные обряды и божества

После канонизации Лао Цзы в основу даосской философии легла сложная иерархия добрых богов и злых демонов. Перечень основных богов, признанных разными школами даосизма, примерно совпадает. Главную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, сменявшие друг друга и правившие миром несколько временных циклов. Следом за ними располагается Нефритовый император — властитель людских судеб. Почти равнозначна ему Владычица Запада. Она открывает врата жизни, выпуская души на землю и впуская их на Небо после смерти.

Нефритовому императору подчиняются Семь владык звезд Северного ковша и Шесть владык звезд Южного ковша. Далее, следуют стражи сторон света и хранители стихий. У них в подчинении тысячи божеств, в том числе и тех, кто присоединился к пантеону после земной жизни.

Религиозные обряды в доасизме носят условный характер. Они призваны объединить людей, выразить почтение божествам и получить их благословение. Самые популярные ритуалы проводятся накануне Нового года и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, развешивают украшения красного цвета, дарят друг другу подарки и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые народные гуляния. Главный герой праздника — китайский дракон, символ проявления Ян.

Для защиты дома от злых духов и привлечения удачи китайцы выставляют в окна бумажные маски дракона, а над входной дверью вешают символ Инь и Ян в окружении триграмм. Чтобы в наступающем году не испытывать проблем с деньгами, китайцы дарят друг другу мандарины — символ финансового благополучия. Чтобы задобрить богов-покровителей, специально для них на стол ставят угощения. К этим блюдам никто не притрагивается, а после праздников их относят в храм или отдают малоимущим. Чем щедрее было угощение, тем больше удачи ждет человека в будущем году.

Современный даосизм

Некоторое время Даосизм в Китае находился в упадке, оставаясь уделом отшельником и монахов. Возрождению его помогло распространение техники цигун. Это комплекс упражнений, основанных на даосских практиках. Их цель – оздоровление и укрепление организма.

Категории Инь и Янь не теряют популярности в современном мире. Люди постоянно возвращаются к ним, чтобы объяснить сущность бытия.

Распространение цигун привело к появлению интереса к даосским текстам, что вызвало их массовую публикацию на территории страны. Сейчас занимаются восстановлением монастырей и храмов, в первую очередь за счёт средств, полученных от туризма. В них сохранилось убранство прежних времён, божества даосизма, которым поклонялись древние.

Даосизм кратко. Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Инь и ян

Что символизирует знак инь и ян? Некоторые считают его символом дня и ночи или добра и зла. На самом деле это основополагающий символ дао, в котором заключено единство противоположностей — темного и светлого начала. Темное принадлежит женской душе, светлое — мужской. Женская суть выражается в пассивности, мужская — в активности. Только единство двух начал может сформировать гармонию и блаженство, только в единстве противоположностей заключена мощь энергии ци.

По мнению даосов переизбыток одного из качеств приводит к неразумному течению жизни. Оба принципа должны находиться в гармонии и равновесии, только в этом случае жизнь будет плодотворной и эффективной. Однако в данном символе заключена идея космических принципов движения, которые осуществляют перемены в физическом мире.

Постоянство перемен символизирует замкнутый круг. Точки внутри каждой половинки знака символизируют взаимопроникновение, волнистая разделяющая линия обозначает отсутствие четких границ между принципами.

Принцип инь и ян можно встретить в китайском искусстве, национальной медицине и даже науке. Это основополагающий принцип дао, который утверждает, что:

  1. противоположности притягиваются и дополняют друг друга;
  2. все находится в процессе постоянных перемен.

Человек, следуя по пути Дао, должен постоянно находить баланс между инь и ян. Это равновесие энергий, которое приводит к балансу и гармонии. Только баланс и равновесие энергий могут даровать человеку внутреннюю гармонию и абсолютное здоровье.

Основоположники учения

Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:

  1. Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
  2. Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
  3. Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
  4. Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
  5. Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
  6. Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
  7. Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.

Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знаки судьбы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: