Конфуцианство и конфуций-фолософия,учения и основные идеи

Религия и боги

Религия, которая пропагандирует конфуцианство, не уникальна, но в ней есть определенные базовые принципы, которых придерживаются те, кто придерживается этой веры. Конфуцианская религия вращается вокруг отношений, которые человек имеет с небесами; ищет единства между смертным и богом неба, который известен как Тиан.

Одной из основ конфуцианства является поиск баланса между всеми вещами

Это отражено в важности инь и ян, методологии, которая применяется не только самим конфуцианством, но и большинством китайских религий.

Говорят, что вселенная существует как следствие организованного хаоса. Инь и янь представляют баланс между добром и злом, между хаосом и порядком. Небеса не рассматриваются как нечто предсуществующее в мире, в котором живут люди, но они были созданы вместе с образованием вселенной..

Tian

Конфуций сделал несколько ссылок на эту концепцию. Его буквальный перевод — «бог неба», но это не конкретное представление о Боге, известное в религиях, подобных христианской. Это интерпретируется как естественный порядок вещей.

Конфуцианство даже не исключает веры в других божеств, что сделало его общей философией среди верующих многих религий на протяжении всей истории. Сам Конфуций говорил, что хорошо хвалить других божеств, кроме высшего «естественного» (то есть Бога), если для избежания язычества используются соответствующие обряды.

Учение Конфуция

Конфуцианство зародилось в 6-5 столетиях до нашей эры и быстро обрело популярность среди китайцев благодаря своему гуманизму. Оно считалось господствующей религией до середины прошлого века.

Основоположником является Конфуций. После смерти отца его детство было сложным, он как мог помогал матери с ранних лет, но это не помешало ему стать образованным и глубоко мыслящим человеком.

Портрет Конфуция

За свою жизнь он написал несколько трактатов:

  • «Лунь Юй»;
  • «Мэн-цзы»;
  • «Трактат о середине»;
  • «Большое учение».

Учение Конфуция опирается на следующие понятия:

  • благородный муж – человек, обладающий ответственностью, требовательностью, готовностью к самопожертвованию, подвигам, открытостью к окружающим;
  • жень – гуманизм, благородство;
  • сяо – почтительность, уважение со стороны сыновей;
  • ли – соблюдение правил морали и этикета;
  • и – тяга быть справедливым и осознание необходимости отдать долг;
  • мин – понимание вселенской воли;
  • уважение к традициям и мудрости предков;
  • справедливое, честное отношение к родным, преисполненное любви;
  • соблюдение ритуальных практик.

Основные идеи конфуцианства сводятся к жизни человека, его воспитанию, стремлению к нравственному и духовному росту, развитию интеллекта. Об управлении государством учитель говорил, что взаимоотношения «император-подчиненный» должны строиться по модели «родитель-сын».

Храм Конфуция

Правитель может быть строгим, но ни в коем случае не жестоким. Нельзя принуждать, подвергать подчиненных насилию, и по этой же причине нельзя насаждать чрезмерно строгие законы.

Моизм

Куда более гуманным и либеральным по сравнению с легизмом был моизм. Его основателем является философ Мо Цзи, живший в 5-4 столетии до нашей эры. Его последователями можно назвать Цинь Хуали, Мэн Шэня, Фу Дуня.

Портрет Мо-Цзи

Главные черты моизма:

  • любовь к ближним;
  • равноправие всех членов общества;
  • необходимость указать людям на традиции, которые им действительно нужны;
  • стремление к благосостоянию всех людей;
  • власть – способ дарить благо народу;
  • чувство долга;
  • стремление не только обеспечить благо себе, но и помочь в этом другим.

На этом мы сегодня остановимся, но в дальнейшем вернемся к данной теме и рассмотрим ее более глубоко.

Краеугольное понятие Дао

Пять постоянств

Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям. «Жэнь» — это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.

«И» — это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ — Металл.

«Ли» — это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.

«Чжи» — это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.

«Синь» — это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ — Земля.

Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность. Под этим нельзя понимать что-то естественное или искусственно выведенное — Конфуций полагал, что это сочетание природных данных и целеустремленного труда.

Основные принципы

Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. Главная тема учения — создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.

Основатель конфуцианства прививал идею уважения ко всем людям, вне зависимости от их статуса. Конфуцианское учение создало золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Главный принцип — это человеколюбие. Оно выражается в следующих навыках:

  • умение держаться достойно в любых ситуациях;
  • способность грамотно править людьми;
  • милосердие.

Еще один принцип древнекитайского философа — покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам

Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.

Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.

Конфуцию приписывают авторство множества литературных произведений. Доподлинно удалось подтвердить, что книга «Лунь Юй» основана на цитировании его идей. Она была составлена его учениками на основе школьных записей. Наравне с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» она относится к «священным» текстам Азии.

Священные книги

Священные писания конфуцианства известны как аналекты. Они представляют собой письменный источник, который высоко ценится теми, кто придерживается этой философской религии, и считается, что они были составлены несколькими поколениями учеников Конфуция.

Эти Священные Писания основаны на всем, что сказал китайский философ, как в устной, так и на письменной форме. Они отражают сущность конфуцианства, основанную на учении, которое Конфуций дал перед смертью.

Есть 5 книг под названием Пять классиков, который частично считается написанным Конфуцием, но также справедливо полагать, что философ оказал влияние на его творчество. Следует отметить, что нет исторических свидетельств его авторства, и некоторые историки считают, что они были писателями для его учеников. Это:

— Классика истории.

— Классические оды.

— Классические изменения.

— Летопись весны и осени.

— Классические обряды.

Биография

Имя этого философа знакомо каждому. Конфуций — самый известный китаец. Учение древнего мыслителя положено в основу государственной идеологии. Оно оказало влияние на жизнь Восточной Азии. Конфуцианство долгое время не уступало в Китае по своей значимости буддизму. Хотя вопросы религии в философии конфуцианства не затрагиваются, имя Конфуция было вписано в религиозный пантеон. 

Конфуций — новатор в идее построения нравственного, полного гармонии общества. Следуя правилам философии, человек пребудет в гармонии с собой и окружающим миром. Популярность афоризмов и суждений Конфуция не угасла и спустя 20 веков после смерти.

Человеколюбие

Что же подразумевал под этим понятием Конфуций? По его мнению, чтобы стать таковым, китаец должен обладать пятью качествами характера: уметь держаться достойно и не попадать впросак, широтой кругозора завоёвывать толпу, внушать другим доверие, управлять с помощью милосердия и быть успешным за счёт собственной сообразительности. Но часто великий учитель признавался своим ученикам, что он не может назвать себя полностью человеколюбивым. Ведь эти качества – только верхушка айсберга.

Принципы конфуцианства всегда были более широки, чем казалось на первый взгляд. То же человеколюбие, по утверждению философа, – это не только способность любить и ценить людей. Это даже не гуманность как признание бесценности жизни индивида. Человеколюбие включает в себя понятия ответственности, наследия, поклонения традициям и многие другие.

Например, однажды Конфуций строго осудил человека, который вместо положенных трёх лет носил траур по родителям всего год. Философ назвал его аморальным и полностью лишённым человеколюбия.

Проблема природы человека в конфуцианстве

Одной из фундаментальных проблем традиционной китайской философии, особенно конфуцианства, была проблема природы человека (жэнь син). Уже создателями учения «школы учёных» были предложены такие решения, которые определили основное направление дальнейших теоретических поисков. За сотни лет внутри традиционной китайской философии шёл процесс постоянного развития в специфической форме постепенного перебора всех допустимых решений тех или иных выдвинутых в древности проблем, а также перебора их всевозможных взаимных комбинаций.

Доминантой в конфуцианстве всё-таки была идея доброты человеческой природы. Именно эта доминанта обусловила отсутствие некоторых теоретически возможных вариантов трактовки человеческой природы (например, как абсолютно злой или потенциально злой — греховной, как утверждает то же христианство).

Основатель учения Конфуций

Жил он в VI–V веке до нашей эры. Это был период междоусобиц и раздробленности страны. Поэтому в учении отобразилось стремление переделать хаотичный порядок вещей и принести обществу стабильность и процветание. Будущий великий философ родился в семье бывших аристократов, которые обанкротились. Он очень рано осиротел и жил довольно скромно, пока ему не повезло раздобыть денег на путешествие в государство Чжоу – царственный домен, где он благополучно устроился на работу в книгохранилище. Именно тут Конфуций познакомился с Лао-цзы, с которым проводил много времени в беседах и дискуссиях.

Вернувшись на родину, он увлёкся древними ритуалами и музыкой, которая, по китайским убеждениям, отражала вселенскую гармонию и воссоздавала её среди людей. Все эти принципы позже впитало в себя и учение – древнее конфуцианство. Вскоре философ открыл собственную школу и стал первым педагогом-профессионалом в истории Китая. Самое интересное то, что его ученики непременно становились важными государственными деятелями. Сам же Конфуций никогда не получал высокой должности, хотя и стремился к этому. Умер учёный в родном городе Цюйфу.

Конфуцианство и буддизм

Буддизм — это религия, в то время как конфуцианство — система этических и философских правил. Буддизм зародился в Индии около VI в. до н. э., основателем буддизма был Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама). Основателем конфуцианства был Конфуций, который родился в V в. до н. э. в Китае. И буддизм и конфуцианство существуют «без бога».

Конфуцианство концентрирует своё внимание на исправлении взаимоотношений с другими людьми. В то время как буддизм фиксируется на том, чтобы прийти к нирване (взаимоотношения с людьми исправляются в процессе)

Оба учения поддерживают добрые поступки и отречение от собственных интересов ради других людей.

Оба учения уважают старших (родителей и учителей), и считают, что это несёт принципиальное значение для достижения мира во всём мире.

Буддизм и конфуцианство, оба придают огромное значение обучению, которое нужно для верного познавания и просвещения.

Основные идеи конфуцианства

Цель конфуцианства — это сотворение гармоничного общества по древнему образцу, где у каждого человека есть своя функция.

Это гармоничное общество создаётся на концепции преданности. Должна присутствовать лояльность во взаимоотношениях между начальством и подчинёнными, целью которой является поддержание гармонии и непосредственно самого социума.

Основой конфуцианского учения является гуманизм. На практике, однако, с течением времени конфуцианство накопило новые идеи. Некоторые из них:

Ритуал — Ли (礼)

Изначально это означало «пожертвовать». Исходя из первоначального церемониального значения, этот термин был расширен, чтобы включить светское церемониальное поведение. Затем он приобрёл ещё более размытый смысл — значение приличия или вежливости, которые окрашивали повседневную жизнь.

Сыновняя почтительность — Сяо (孝)

Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.

Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.

Верность — Чжун (忠)

Это было особенно актуально для социального класса, к которому принадлежало большинство учеников Конфуция.

У обладателей политической власти обязательно должна была присутствовать верность: сына — отцу и членам клана, чиновника — вышестоящему князю, а князя — Сыну Неба.

Вся феодальная система была создана на этой основе, и, следовательно, правитель, для того чтобы быть верным, обязан править также и искренне, и гуманно и быть прежде всего справедливым.

Гуманность — Жэнь (仁)

Возможно, лучше всего этот принцип выражен в конфуцианской версии золотого правила нравственности: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Человек будет тем, каким он себя сотворил, а не тем, кем он родился. А китайский философ Мэн-цзы полагал, что все рождаются хорошими людьми, но потом могут не устоять перед соблазном, поддаться слабости и измениться к худшему.

Справедливость — И (义)

Справедливость включает в себя мышление и действия с собственной точки зрения. Это требует рациональных действий и самообуздания, чтобы противостоять искушению, и стойкости, чтобы выполнять свой долг. Справедливость — это прежде всего целостность.

Человеколюбие

Что же подразумевал под этим понятием Конфуций? По его мнению, чтобы стать таковым, китаец должен обладать пятью качествами характера: уметь держаться достойно и не попадать впросак, широтой кругозора завоёвывать толпу, внушать другим доверие, управлять с помощью милосердия и быть успешным за счёт собственной сообразительности. Но часто великий учитель признавался своим ученикам, что он не может назвать себя полностью человеколюбивым. Ведь эти качества – только верхушка айсберга.

Принципы конфуцианства всегда были более широки, чем казалось на первый взгляд. То же человеколюбие, по утверждению философа, – это не только способность любить и ценить людей. Это даже не гуманность как признание бесценности жизни индивида. Человеколюбие включает в себя понятия ответственности, наследия, поклонения традициям и многие другие.

Например, однажды Конфуций строго осудил человека, который вместо положенных трёх лет носил траур по родителям всего год. Философ назвал его аморальным и полностью лишённым человеколюбия.

Неоконфуцианство

Неоконфуцианство является моральной, этической и метафизической китайской философией. Конфуцианство оказало сильнейшее влияние на её развитие. Она возникла с китайскими философами Хань Юй (768–824 гг.) и Ли Ао (772–841 гг.) в империи Тан и стала популярной во времена империй Сун и Мин.

Неоконфуцианство стремилось создать более рациональную и мирскую форму конфуцианства. Его создатели отвергли мистические элементы даосизма и буддизма, которые повлияли на конфуцианство во время и после империи Хань.

Хотя представители неоконфуцианства и критиковали даосизм и буддизм, но оба учения оказали влияние на эту философию и термины и понятия были заимствованы у обоих.

Буддисты и даосы рассматривали метафизику как катализатор духовного развития, религиозного просвещения и бессмертия. Неоконфуцианство же использовало метафизику как руководство для развития рационалистической этической философии.

Метафизика — раздел философии, который изучает первичные причины абстрактных вещей, таких как: бытие, познание, идентичность, время, пространство.

Узнайте, что такое Буддизм.

Элементы учения

Даосизм

Основателем даосизма считается Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), у которого было много учеников и последователей. Учения этого мудреца сначала распространялись устно, а затем были изложены в «Дао дэ цзин», который был составлен, вероятно, в 4 веке до н.э

В отличие от конфуцианства, легизма и моизма, которые были преимущественно этико-политическими учениями, уделявшими внимание не проблемам бытия, а человеку и человеческому обществу в основном вопросе мировоззрения, даосизм серьезно занимается вопросами объективного мировоззрения в абстрактно-философском категориальном аспекте — проблемами бытия, небытия, становления, одного, многих и т.д. Из них были сделаны выводы в отношении человека и общества

Основная философская идея «Дао дэ цзин» заключается в том, что многообразный мир и человеческая жизнь не управляются «волей небес» или духами, а движутся по определенному естественному пути — Дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего; оно недоступно восприятию наших органов чувств. «Я смотрю на него и не вижу его, — говорится в «Дао дэ цзин», — и потому называю его невидимым». Я слышу и не слышу его, и поэтому я называю его неслышимым. Я пытаюсь ухватить его и не достигаю, и поэтому я называю его поверхностным». Дао — это «глубочайшая основа всех вещей». Это внутренняя сущность материального мира, невидимое начало. «Великое Дао распространяется повсюду», оно бесконечно в пространстве и времени. Все вещи и существа подчиняются законам Дао. «Человек следует за землей, а земля за небом. Небо следует за Дао, а Дао следует за естественным».

Лао-цзы учил, что Дао присутствует во всех вещах и что они состоят из материальных частиц ци («воздух», «эфир»). В то время, когда не было «неба и земли», дао представляло собой постоянно меняющееся собрание смутных и неопределенных частиц ци. Хаос образовался из массы невидимых материальных частиц этой Ци. Под действием противоположных сил инь и ян хаос распался на две огромные массы: положительные частицы ян-ци и отрицательные частицы инь-ци. На этих двух полюсах хаоса образовались небо и земля. Последние высвобождали свою ци в процессе взаимодействия. Благодаря сочетанию небесной и земной ци возникли жизнь, человек и все сущее на земле. Исходя из учения Дао, такова общая картина происхождения мира.

Учение Лао-Цзы пропитано диалектическим мышлением. Для него все движется, возникает и исчезает, взаимосвязано и взаимодействует. В основе всех изменений лежат противоречивые тенденции, а основой изменений всегда является единство, а не борьба противоположностей. Все происходит естественно и не допускает вмешательства извне. Человек не может изменить естественный ход вещей, потому что сам является частью объективного мира и подчиняется его законам.

В процессе познания необходимо исходить из понимания единства в многообразной реальности и постоянства в движении. Без этого условия, говорит Лао-цзы, познание невозможно. Познание «дивной тайны» Дао доступно только «тому, кто свободен от страстей». Чтобы познать самую глубокую тайну, достичь высшего уровня знаний, необходимо постичь одно из звеньев в цепи этой тайны. Ведь переход из одной глубины в другую — это дверь ко «всему чудесному», к познанию Дао. В теории познания Лао-Цзы категория «дэ» имеет огромное значение. Де — это постоянное нечто, через которое открывается «невидимое, неслышимое, мельчайшее Дао».

Детство и юность

Биография рода Кун, потомком которого является Конфуций, досконально описана историками средневекового Китая. Конфуций — потомок Вэй-цзы, полководца императора династии Чжоу Чэнь-вана. За верность императору Вэй-цзы получил в дар княжество Сун и титул чжу хоу. К моменту рождения Конфуция род Вэй-цзы уже обеднел и переселился в царство Лу на севере Китая. Отец Конфуция Шулян Хэ имел двух жен. Первая родила девять дочерей. Вторая родила сына, но слабый мальчик умер.

Портрет Конфуция

В 551 году до н э. 63-летнему Шулян Хэ наследника родила наложница Янь Чжэнцзай, которой на тот момент едва исполнилось семнадцать. По легенде, рожать она взошла на холм, под тутовое дерево. В момент рождения младенца из-под земли забил источник, в котором его и обмыли. После вода течь перестала. Отец недолго прожил после рождения сына. Когда Конфуцию исполнилось полтора года, Шулян Хэ оставил этот мир. Янь Чжэнцзай, которую невзлюбили старшие жены, покинула дом мужа и перебралась поближе к родным, в город Цюйфу. Янь Чжэнцзай с мальчиком жили самостоятельно. Конфуцию с детства пришлось познать лишения.

Мать Конфуция внушала мальчику, что он должен быть достойным продолжателем рода. Хоть маленькая семья жила в бедности, мальчик усердно трудился, осваивая знания, необходимые аристократу Китая

Особое внимание уделялось искусствам. Усердие в учебе принесло плоды: 20-тилетнего Конфуция назначили отвечать за амбары семьи Цзи княжества Лу в восточном Китае

А затем поставили отвечать за скот.

Культура отражает глубинные процессы бытия

Китай — сосед Индии. Но какая разница во взглядах, даже в постановке проблем! Индийская культура основана на идее реинкарнации душ и возмездия, китайская философия базируется на идее, что «рождение — начало человека, смерть — его конец». Индийцы думают о том, как выбраться из колеса реинкарнации и обрести вечное блаженство за пределами мира. Китайцы считают, что жизнь — это хорошо, а смерть — плохо. Индийская мысль создает учение о Едином, которое является основой бытия и конечной истиной; китайская мысль создает учение о двух противоположных началах, «ян» и «инь», которые управляют нашим миром. Для индийской философии характерен монизм, а для китайской — дуализм. Типы методологии, используемые в Китае, — это логика и нумерология. Нумерология — это древнее изучение чисел, которые указывают на дату рождения человека и оказывают решающее влияние на его жизнь и судьбу.

Восточных мыслителей больше волновали проблемы природы и ее высших порядков, которых должен придерживаться человек. Восточные мудрецы считали, что человек, в зависимости от его положения в мире, не свободен. Он должен был быть покорным и чувствовать себя частью единого целого. Поэтому власть понималась как безусловная ценность, наиболее полное выражение тайны бытия. Она возникает независимо от человека как отражение духа Вселенной. Человек должен сознательно подчиниться этой власти и даже не притворяться, что понимает ее смысл.

Когда мы говорим об интерпретации человека в западной и восточной философии, конечно, важно избегать упрощений. Можно предположить, что проблема человека в восточных учениях не ставилась в прямой, непосредственной форме

Но это не значит, что Восток был равнодушен к теме человека. Если стоять на такой точке зрения, то происхождение богатейшей психологической культуры Востока, восточных методов развития духовных и психологических ресурсов человека или разработанных систем его нравственного поведения остается неясным.

Культурология принципиально отвергает идею эквивалентности культур. С точки зрения западного мира традиционная культура кажется странной, эксцентричной и наивной. Но это не дает нам впасть в ошибку, потому что культура отражает глубинные процессы бытия и не сводится к перечислению памятников культуры и их прочтению. В современных публикациях главная религия Индии реабилитируется своеобразным образом, поскольку ранее она определялась культурологами и религиоведами в основном частицей «не». Было написано, что это не буддизм, не джайнизм, не ислам. Теперь индуизм был выделен как положительный атрибут, то есть тот, который по сути определяет его. Многие ученые понимают индуизм не как единую религию, а скорее как совокупность отдельных религий. Действительно, разница между бенгальским кришнаизмом и кашмирским шивизмом настолько велика, что они, пожалуй, отличаются друг от друга больше, чем христианство и ислам.

Но нас интересует то, что индуизм воплощает в себе глубокий человеческий смысл. Естественные биологические процессы и действия человека взаимосвязаны, причем последние носят регулятивный характер. Традиционная культура вполне резонно говорит, что если вы хотите добра, истины, красоты, гармоничного порядка, вы должны следовать религиозным и этическим предписаниям. Традиционная индийская культура в ее цивилизованном аспекте дает нам пример этических ограничений, которые привели к сохранению величайшего блага из всех — духовной культуры.

Основные положени

В чем разница между конфуцианством и даосизмом?

Даосизм и конфуцианство дополняют друг друга по своей природе. В некотором смысле их можно рассматривать как противоположные стороны одной медали. Это потому, что конфуцианство находится под влиянием даосизма. Считалось, что они оба были найдены около 550 г. до н. Э.

• Вера:

• Даосизм основан на природе и делает упор на естественные способы обращения с жизнью.

• Конфуцианство делает упор на человеческое поведение, а не на веру в Бога.

• Даосизм сосредоточен на природе.

• Конфуцианство ориентировано на создание лучшего общества.

• Основателем даосизма был Лао-цзы.

• Основоположником конфуцианства был Конг Цю (Конфуций).

• Целью даосизма было достижение баланса в жизни.

• Целью конфуцианства было создание социальной гармонии.

• Статус женщин:

• Как правило, женщины пользовались большим уважением в даосизме, но верования в разных школах менялись.

• В конфуцианстве женщины считались ниже мужчин.

• Каникулы:

• Китайский Новый год, 3-дневный фестиваль мертвых, День предков — праздники даосизма.

• Китайский Новый год, День учителя, День предков — праздники конфуцианства.

Изображения любезно предоставлены:

  1. Храм даосизма Чжи Нан Гонг от (WT-shared) ResTpeTw (CC BY-SA 4.0)
  2. Конфуций через Wikicommons (общественное достояние)

Что это такое

Государственная этика

Так как учение должно было в первую очередь привести в порядок дела страны, оно имело и политический характер, основанный на этических принципах. Следует сначала воспитать человека, и тогда все остальное, включая политику, станет на круги своя. Надо проявлять больший интерес к душе народа, говорил философ. То есть решение важных аспектов правления империи учение Конфуция рассматривает через призму общества, где людской фактор играет основную роль.

Время показало, что это действительно работает. Самое трудное оказалось в следующем: заставить человек вести себя так, как того предполагают принципы этики и морали. Люди, даже те, которые хотят измениться в лучшую сторону, не сразу могут перевернуть свой внутренний мир с ног на голову. Часто это не получается. Другие же просто не хотят работать над собой. Потребовался особый подход, и Конфуций его отыскал. Он воспользовался поклонением китайцев культу предков. Образы ушедших в мир иной были более значимы и реальны, чем абстрактное небо. Известно, что легендарные предки – образ для подражания в Китае. Таким же символом нации стал впоследствии и сам Конфуций.

История

Основоположники учения

Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:

  1. Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
  2. Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
  3. Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
  4. Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
  5. Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
  6. Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
  7. Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.

Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.

Даосские монастыри

Ортодоксальный Д. представлен 2 школами: школой Совершенной истины (Цюаньчжэнь) и школой Правильного единства (Чжэньи). Мон-ри школы Совершенной истины являются преобладающими. Даосские мон-ри делятся на 2 типа: наследственные (цзысунь мяо) и открытые (шифан цзунлинь). Собственность наследственных мон-рей находится в частном владении и передается из поколения в поколение. Обитатели таких мон-рей чаще всего связаны кровным родством. Эти мон-ри, как правило, расположены в сельской местности и в маленьких уездных городах; монашеский быт в них менее строг, чем в открытых мон-рях. Наследственные мон-ри могут принимать послушников для подготовки к принятию священного сана, но правом проведения этой церемонии обладают только открытые монастыри. В отличие от наследственных, собственность открытых мон-рей принадлежит всей общине. Существует также деление мон-рей на мужские и женские. Недостаток храмовых помещений в 80-х — нач. 90-х гг. XX в. заставил отдельные обители принимать монахов обоего пола (напр., Тайцингун (Шэньян) и Бэйдоугун гор Яньданшань). Особую категорию последователей Д. составляют цзюйши — верующие, которые не являются монахами или служителями культа. Они живут в миру, постоянно совершенствуются в освоении даосского учения и принимают участие в религ. деятельности мон-рей, к к-рым «приписаны». В каждом монастырском уставе определены свои правила для цзюйши.

Конфуцианство и даосизм

Даосизм — это древняя философия и верование, которое глубоко укоренилось в китайских обычаях и мировоззрении. Даосизм зародился в Китае 2000 лет назад.

Автором даосизма считается Лао-цзы (переводится как «Старый Мастер», «Старый Младенец» или «Мудрый Старец»; 604 – ок. 500 до н. э., точная дата смерти неизвестна).

Лао-цзы (604 г. – ок. 500 г. до н. э.)

Даосизм излагает о дао. Это переводится как «путь». Дао — это высший творческий принцип вселенной, всё в мире объединено и связано в нём. Это религия единства и противоположностей инь и ян.

Принцип инь ян видит мир, наполненный взаимодополняющими силами: светом и тьмой, жаром и холодом, действием и бездействием и так далее. Дао — не Бог, поэтому ему не поклоняются.

Даосизм включает в себя множество божеств, которым поклоняются в даосских храмах, а они являются частью вселенной и зависят, как и всё остальное, от дао.

Даосизм культивирует: достижение гармонии и единение с природой, саморазвитие, добродетельность и стремление к духовному бессмертию. Даосские практики включают в себя: регулярное чтение Священных Писаний, медитацию, фэн-шуй и другое.

Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм — поиском смысла. Они разделяют общие убеждения о человеке, обществе и вселенной. И конфуцианство, и даосизм появились как философии, но позже оба приняли религиозный подтекст.

Существует легенда, что Конфуций и Лао-цзы как-то встретились. Лао-цзы не согласился с мнением Конфуция о том, что нужно оглядываться на прошлое. Но независимо от разногласий между Лао-цзы и Конфуцием даосизм и конфуцианство послужили прекрасными ориентирами для Китая и соседних стран.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знаки судьбы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: