Второе поколение земных богов

Как изображают Шиву

В азиатском искусстве Шива может быть представлен немного по-разному в зависимости от конкретной культуры: индийской, камбоджийской, яванской и т. д., но чаще всего его изображают обнаженным, с несколькими руками и волосами, завязанными в пучок. У него часто есть три горизонтальные полосы и третий вертикальный глаз на лбу. Он носит головной убор с полумесяцем и черепом (представляющим пятую голову Брахмы, которую он обезглавил в наказание богу, жаждущему его собственной дочери Сандхьи), ожерелье из голов и браслеты из змей. В этом облике он обычно представляет Натараджа и исполняет космический танец Тандава в огненном круге, который представляет бесконечный цикл времени. Он держит божественный огонь (агни), который разрушает вселенную и барабан (дамару), который издает первые звуки творения. Одна рука делает успокаивающий жест абхаямудры, а другая указывает на его левую ногу, символ спасения. Он также топает ногой карлика Апасмара Пурушу, олицетворяющего иллюзию и уводящего людей от истины.

Шива также может быть изображен стоящим на одной ноге, сложив правую ногу перед левым коленом и держащим четки в правой руке, типичная поза аскетической медитации. Иногда он также ездит на своем белом быке, носит серебряный лук (пинака), держит в руках антилопу и носит шкуру тигра или слона, что символизирует его знаменитое мастерство охотника.

В благодарность за свет и воду

Пантеисты верят, что каждое явление природы — это личность, и поклоняются богам ветра, дождя, солнца. Поклонение разным богам в Индии не совсем то же самое, хотя люди здесь тоже понимают, что за каждым материальным явлением (в том числе качеством характера, судьбой) стоит не некая безличная сила, а личность, которая управляет тем или иным видом энергии. О некоторых из них я уже рассказала. Бога ветра зовут Варуна, бога солнца — Вивасван, богиню знания — Сарасвати. Все они описаны в шастрах — священных писаниях, сохранившихся на территории Индии, как возвышенные разумные личности, которые своими аскезами и добродетелями заслужили такие высокие посты во вселенной. В их обязанности входит следить за исполнением законов кармы, то есть посылать живым существам то, что они заслужили своими поступками: допустим, дождь или засуху, неурожай или обилие урожая, войну или мирное время, бездетность или много детей, славу или позор. Они регулируют все процессы не только снаружи, но и внутри человека, посылая ему ту или иную болезнь: например, считается, что проблемы с пищеварением возникают тогда, когда человек чем-то прогневал бога огня Агни, который запускает в организме процессы переваривания пищи.

Согласно шастрам, долг каждого цивилизованного человека — выражать почтение и благодарность богам, которые дают ему свет, воду, злаки и многое другое. В противном случае человек считается вором. Поэтому писания рекомендуют проведение различных жертвоприношений для удовлетворения богов, когда огню предлагаются фрукты, злаки и топленое масло.

Также существует огромное количество правил, следуя которым, человек не вызывает недовольство богов, например, нельзя дуть на огонь или испражняться в воде. Этим правилам до сих пор следуют многие индийцы.

Поклонение Кришне или Вишну. Фото Индрадьюмны Свами

Великий сластена

Ганеша

По традиции Ганеша очень любит сладкое блюдо – особым образом приготовленные рисовые шарики со сладкой начинкой. Как гласит легенда, во время одного из своих дней рождений бог навещал один дом за другим, где его угощали различными сладостями. Он съел их просто несметное количество и отправился в поездку на ночь глядя на своей мыши. Последняя внезапно споткнулась и бог упал. Живот Ганеши открылся, и все съеденные блюда вывалились наружу. Но наш бог не отчаялся. Он запихнул их все обратно, затем взял змею и использовал ее вместо веревки. На все это смотрела Луна, и ее рассмешило подобное поведение. Ганеша, заметив веселье небесного светила, сильно рассердился, он взял один из клыков и швырнул в Луну, сказав, что теперь на нее никто не должен смотреть в праздник Ганеша-Чатуртхи.

История о супругах Шивы

Первая супруга Шивы – Сати, дочь бога Дакши. Сам Дакши не любил Шиву, не признавал богом и не желал такого брака и мужа для дочери. Но на празднике выбора будущего супруга Сати сама выбрала многорукого бога. Отцу пришлось смириться, но чувства к Рудре не изменились. На одном из праздников господь Шива не оказал почтение Дакши, за что последний решил отомстить.

Дакши устроил на горе Химават жертвоприношение для всех богов, кроме Шивы. В жертву принесли прекрасного коня. Раздосадованная Сати потребовала у отца и для Шивы кусок жертвенного мяса, но Дакши отказал. Не стерпевшая унижения, Сати бросилась в костер для жертвоприношения и сгорела.

Шива сильно разгневался, создал чудовище Вирабхадру, которое уничтожило Дакши, отрубив голову. Долго Рудра скорбел о смерти жены на горе Кайласа, не обращал внимания на мир, женщин и молитвы почитателей сотни лет.

За это время Сати переродилась на земле в образе Парвати. Любовь Сати передалась и Парвати, девушка решила завоевать сурового бога покаянием. Она отправилась на гору, сменила дорогие одежды, постилась, питалась только листьями, но Шива остался непреклонен.

Другие боги решили вмешаться, и разразилась война между демонами и богами. Только нерожденный сын Рудры смог бы победить предводителя асуров. К Шиве отправили бога любви Каму для внушения новой любви, но и у него ничего не вышло: мысли Шивы были только о Сати.

Парвати снова предалась покаянию. Изнуряла богиня тело и душу долгие годы. Однажды встретился ей молодой брахман, который допытывался, зачем так изнурять себя. На доводы и уговоры брахмана Парвати давала один ответ: никто в мире не нужен, кроме Шивы.

Молодой жрец преобразился: перед Парвати показалось изображение Шивы, а потом и сам бог. Тронула его такая любовь и поклонение, взял он в жены Парвати. Свадьба была пышной, боги присутствовали на торжестве. После брачной ночи у молодоженов появился сын Сканда – бог войны с необыкновенной силой.

Атрибутика Шивы

Данное божество изображают с разными символами, которые меняются в зависимости от его воплощения. Атрибуты олицетворяют то, что присуще конкретной из реинкарнаций.

  • Тело Господа – обнажённое, покрытое пеплом, символизирует собой источник Вселенной, находящийся вне рамок земного бытия.
  • Запутанные локоны – олицетворяют духовную, физическую и ментальную виды энергий.
  • Ганга, которая живёт в кудрях – является одной из жён Шивы. С её губ падает поток воды, опускающийся на землю, что символизирует собой устранение Шивой невежества, грехов, дарование покоя, чистоты и знаний.
  • Луна в шевелюре Бога – олицетворяет то, что разум поддаётся контролю.
  • Шиву изображают с тремя глазами: первый – символ солнца, второй – луны, а третий – огненной энергии.
  • Наполовину открытые очи Бога – символизируют нескончаемое течение жизни, у которого отсутствует конец или начало. Оно отличается цикличностью, вечное. Открытие глаз ассоциируется с началом нового витка жизни на земле. А их закрытие – поведает о разрушении мира, необходимом для нового рождения.
  • Змеи, обвивающие шею Господа – выступают символом времён – прошедшего, настоящего и грядущего.
  • Ожерелье из рудракши (сушённые плоды вечнозелёного растения) – символизируют собой божественную непреклонность в контроле за порядком во Вселенной.
  • Правая кисть, которой Бог благословляет своих последователей – ассоциируется с мудростью, призвана уничтожить всякое зло и невежество
  • Тришула (трезубец) – соединение трёх энергий: знания, действия и желания.
  • Барабан (даммару) – символизирует собой физическую и духовную формы жизни.
  • Бык Нанди, вечный спутник Господа – служит его неизменным средством передвижения.
  • Тигриная шкура – олицетворяет собой скрытую энергию, победу над своими страстями.
  • Шива, восседающий на обожжённом грунте – символизирует его контроль над смертью физического тела.

Праздники

Одним из самых известных праздников, связанных с именем Шивы, является Махашиварамтри. Это великая ночь божества: праздничные гулянья длятся все ночное время накануне новолуния в последний день лунного цикла зимы. Это происходит в феврале-марте.

Во время Шиваратри читают катхи (сказания о Шиве) и воспевают в его честь гимны. Праздничные мероприятия проходят в течение года несколько раз, но именно этот день считается самым главным, поэтому к слову Шиваратри прибавляется приставка Маха (великий, главный).

После завершения праздника начинает свою работу ярмарка, проходящая около рек и водоемов. Кто смог не уснуть во время гуляний, того ожидает благополучие в материальном плане и райское место на небе.

Медитация в такой день приносит в сто раз больше пользы, чем в любой другой. Это взаимосвязано с удачным расположением Солнца и Луны.

Символ праздничного мероприятия – лингам.

Шива многим известен своим танцевальным образом, поэтому на гуляньях все исполняют его Тандаву. Это особый танец, считающийся символом движения мира. С этого танца рождается все сущее, им же и заканчивается. Пока Шива находится в танце – мир существует. В этом боге воплощается высшая степень блаженства – Ананда.

https://youtube.com/watch?v=GBq_OgFf9YA

Исторические данные

Исследователи считают, что история бога Шивы уходит корнями в хараппскую цивилизацию. Это культура древних индийцев, живших на землях Северной Индии. Их вытеснили арии, которые пришли в третьем тысячелетии до нашей эры в долину реки Инд. Сегодня развалины их городов находят в верхнем течении, на территории Пакистана.

Нам известны печать Пашупати и некоторые лингамы (о значении этого слова мы поговорим позже) данного периода. Они были среди находок в Монхеджо-Даро и Хараппе.

С приходом ариев происходит становление новой религии. Данный процесс сравним с насаждением христианства язычникам в первые столетия нашей эры. Теперь появляется новый образ, с которым сливается Шива — бог Рудра, яростный и жестокий покровитель бури, войны и разрухи.

Не правда ли, история имеет свойство повторяться? Добрые языческие божки, вроде греческого Пана и сатиров, становятся нечистой силой в новой и светлой религии. Арии считали, что не греховно убивать «поклоняющихся лингаму».

В Ведах Шива упоминается в Ригведе, Яджур-веде и Атхарва-веде. В общей сложности имя Рудра насчитывает более полутысячи повторений.

Однако нашлись и сторонники старых традиций, к которым примкнули противники брахманских сложностей. Смысл было поклоняться всю жизнь богам, если ты за это не получал награждения даже в следующем перерождении? Ведь в Ведах сказано, что только брахманы могут достичь спасения.

Примечательно, что в некоторых сектах нового течения (Шраманы) одним из основных атрибутов ритуала считался череп убитого брахмана.

В одной из упанишад (комментариях на Веды) находится наиболее полное и систематизированное содержание философии шиваизма. Этот трактат состоит из ста тринадцати текстов и называется «Шветашватара».

Значение Шивы

Когда мы говорим «Шива», мы говорим о 2-х основных аспектах. Слово «Шива» буквально означает «То, чего нет».

Шива — это Ничто

Современная наука доказывает, что всё приходит из ничего и возвращается в ничто. Основой существования и фундаментальным качеством Вселенной является безграничное не-бытие. Галактики — это всего лишь небольшие события, брызги. А всё остальное — это бескрайнее пустое пространство, именуемое Шивой. Это и утроба, из которой всё рождается, и забвение, в которое всё возвращается обратно. Все выходит из Шивы и возвращается в Шиву.

Шива — это Тьма

Таким образом, Шива описывается как несуществующее, а не как существо. Шива описывается не как свет, но как тьма. Человечество превозносит свет только потому, что наше зрение устроено определенным образом. Но, по правде говоря, единственное, что есть всегда, — это тьма. Свет — явление ограниченное. В том смысле, что любой источник света, будь то лампочка или солнце, в конечном счете потеряет свою способность излучать свет. Свет не вечен. Это всегда ограниченная возможность, потому что он начинается и заканчивается. Тьма — гораздо большая возможность, чем свет. Ничему не нужно гореть, тьма будет всегда — она вечна. Она повсюду. Это единственное, что пронизывает всё.

Но если я говорю «божественная тьма», люди начинают думать, что я поклоняюсь дьяволу или что-то в этом роде. На самом деле, в некоторых местах на Западе считается, что Шива — демон! Но если вы рассмотрите концепцию в целом, то увидите, что на планете не существует более разумной идеи о сотворении мира и глобальном процессе Творения. Я говорил об этом в научных терминах с учеными по всему миру, не используя слово «Шива», и они были поражены: «Неужели это так? Это уже было известно? Когда?» Мы знали это тысячи лет. Почти каждый крестьянин в Индии знает об этом на подсознательном уровне. Он говорит об этом, даже не зная, что за этим стоит наука.

Мудрый хитрец

Был случай, когда Ганеша поспорил с братом Правителем Субраманьа, кто из них старше. Спор разгорелся нешуточный. Никто не хотел уступать и отдавать пальму первенства другому. Поэтому они обратились к Шиве, чтобы он их рассудил. Последний устроил соревнования. Кто первый сделает круг по всему миру, вернувшись обратно в начальную точку, тот и будет считаться старшим из них. Субраманьа оседлал своего привычного павлина в долгое странствие. Но Ганеша поступил хитрее: он просто обошел вокруг своих родителей и потребовал своей награды, приведя аргумент, что они и представляют всю вселенную. Шиве пришлось признать мудрость Ганеши и сделать его старшим.

ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА. «Танцующему Шиве»

Начиная с X—XI веков образ Шивы по смыслу и по форме стал трактоваться совершенно иначе. Теперь среди изображений божества основное место отводится «Танцующему Шиве» (Шива Натараджи).

Уникальная статуя Шивы Натараджи была найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года. Найденное бронзовое изваяние Шивы хорошо сохранилось, и поэтому на несколько дней было выставлено в храме для всеобщего обозрения, а потом оно должно было перейти в руки реставраторов.

Несколько дней, с утра и до самой темноты, около храма в буквальном смысле не было свободного места. Толпились местные жители и иностранные туристы, бойко сновали между ними мелкие торговцы, кормившиеся с продажи прохладительных напитков.

У входа в храм индийцы снимали обувь и босиком вступали на чистейший мраморный пол. В круглом зале храма находится главный предмет культа Шивы — лингам, вокруг которого проводится ритуал заимствования людьми божественной силы, способствующей здоровью, работоспособному долголетию и продолжению рода.

Популярные статьи: Тибетские мантры. Как действуют на сознание. Обзор применения

Лакшми

Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она — воплощение грации, красоты и обаяния. Верят, что её приверженцы будут защищены от всех видов несчастий и нищеты. Лакшми является старшей супругой Вишну, замужем за Рамой (в воплощении Ситы) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

Её изображают как одну, так и с Вишну. Если Вишну сопровождается Бху или Сарасвати, она также составляет ему компанию и тогда зовётся Шри. Когда она единственная спутница Вишну, то зовется Лакшми. Когда она изображается в одиночестве, то зовется как Шри, так и Лакшми. Лакшми является старшей супругой Вишну. Значение имени Шри — «процветание», «счастье», «слава».

  • Падма: Житель лотоса
  • Камала: Житель лотоса
  • Падмаприя: Та, кто любит лотосы
  • Падмамаладхара деви: Та, кто носит гирлянду из лотосов
  • Падмамукхи: Та, чьё лицо прекрасно как лотос
  • Падмакши: Та, чьи глаза прекрасны как лотосы
  • Падмахаста: Та, кто держит лотос
  • Падмасундари: Та, кто прекрасна как лотос
  • Вишнуприя: Возлюбленная Вишну
  • Улкавахини: Та, кто передвигается на сове

В числе других её имен Индира («прекрасная» или «могущественная»), Чанчала и Лола («непостоянная»), Локамата («мать мира»). 

В Махабхарате воплощением Лакшми считается Драупади — супруга пятерых братьев Пандавов, воплощений Индры, Ямы, Ваю и близнецов Ашвинов. Согласно Хариванше, индийский Купидон, Камадэва, был сыном Лакшми и Дхармы, бога справедливости и дхармического закона, практически тождественного Яме. В ряде текстов Лакшми может отождествляться с Сарасвати, богиней мудрости, образованности и искусств, но в других Лакшми и Сарасвати — соперничающие супруги Брахмы. Согласно одной версии рождения Лакшми, она была дочерью мудреца-риши Бхригу и Кхьяти, согласно другой, значительно более популярной, она появилась с лотосом в руках или сидящей на лотосе во время пахтания мирового океана дэвами и асурами, согласно же третьей, она появилась еще в самом начале мирового процесса, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса (ср. ее имена Падма и Камала — «Лотосовая»). 

Богиню богатства и счастливой судьбы изображают в виде женщины необыкновенной красоты, сидящей или стоящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и духовной чистоты, и держащей лотосы в руках. Она также украшена гирляндой из лотосов.

Цвет кожи богини описывается по-разному: как темный, розовый, золотисто-желтый или белый. Если Лакшми изображается темной по цвету (цвета грозовой тучи) это указывает на то, что она – супруга Вишну, темноликого Бога. Если она изображается золотисто-жёлтой, это означает, что она – источник всякого богатства. Если она белого цвета, то это обозначает чистейшую форму пракрити (природы). Розоватый цвет, наиболее общепринятый, отражает её сострадание ко всем существам, поскольку она – Матерь всего сущего. 

Изображение Шри

Когда Шри имеет две руки, она держит шрифала (кокос) и лотос (падма). Она сопровождается двумя женщинами-носильщицами (чаури) с опахалами и двумя или четырьмя слонами, несущими гхата (ghatas). 

Изображение Лакшми

Если Лакшми имеет восемь рук, то несёт в них лук (дханус), жезл (гада), стрелу (бана), лотос (падма), колесо (чакра), раковину (санкха), деревянный пестик, стрекало (анкуса).

Если она имеет четыре руки, то держит колесо (чакра), раковину (санкха), лотос (падма), жезл (гада); или лимоноподобный плод (махалунга), лотос (падма), лотос и сосуд с нектаром; или лотос (падма), плод бильва (bilva) (деревянное яблоко), раковину (санкха) и сосуд с амброзией; или в обеих верхних руках богиня держит по лотосу (падма), а из её нижних ладоней сыплются золотые монеты, или одна из рук находится в благославляющем положении.

Если Лакшми имеет две руки, то держит раковину (санкха) и лотос (падма). С двух сторон её сопровождают Видьядхары (Vidyadharas), а также Раджашри (Rajasri), Сваргалакшми (Svargalakshmi), Брахми (Brahmi), Лакшми (Lakshmi), Джайялакшми (Jayalakshmi).

Находясь рядом с Вишну она обычно имеет две руки, и тогда держит лотос (падма) и кокос (шрифала), или лотосы в обеих руках. При этом она стоит, или сидит на левом бедре Вишну, или сидит на змее Ананте (Ananta), или на орле.

 Бывает, что её изображают со слонами, которые по пояс погружены в воду.

Изображение

Этого бога изображают в белом цвете, что означает духовную чистоту. Посредине лба Шивы можно увидеть третий глаз. С помощью него он умеет смотреть через пространство и время – это символ мудрости.

Еще одна тонкость в облике Шивы – три полоски на лбу. Они называются «трипунда» (tripuṇḍraṃ).

Одна из интерпретаций такая: они напоминают людям, что следует искоренить в себе эгоизм (анава), избавиться от кармы (действий с расчетом на результат), иллюзии (майя). Другое толкование полосок – избавление от лишних желаний:

  • на телесном уровне нельзя хотеть увеличить срок жизни, улучшить здоровье и внешность;
  • на духовном уровне нужно избавляться от тщеславия, тяги к успешной жизни и богатству;
  • на уровне ума не следует накапливать лишние знания, заумствовать, испытывать гордыню.

Справка! Имеется в виду чрезмерное направленность ума в этих направлениях. Например, когда люди делают себе операции, чтобы выглядеть лучше. Слишком сфокусированы на богатстве в ущерб другим сферам жизни. Получают знания только ради знаний и т. д.

Три белые полосы в образе Шивы (лингама с трипундрой) еще означали тюрьмы в душе человека, это гуны – Саттва, Раджас и Тамас.

Позднее божество стало изображаться в сидячем или танцующем виде. Одним из основных вариантов четырехруких статуэток стало изображение Шивы с бледной кожей и синей шеей. Его тело согнуто в позе лотоса и расположено на меховой подстилке, плечи покрывает слоновья или тигровая шкура.

Третий глаз на лбу всегда с открытым веком. Одним из атрибутов божества еще была змея, накинутая на плечо, висящая на шее или окольцовывающая запястья и щиколотки. У Шивы обычно в ушах разные сережки: одна в женском исполнении, вторая в мужском.

Другое исполнение статуэтки – Шива в виде танцующего божества. Это Нритья-Мурти. Количество его рук неограниченно каким-то определенным числом. В ладонях он может держать разные атрибуты, как мирные, так и военные. У ног танцующего Шивы всегда лежит сраженный карлик. Он символизирует демона Аласмар-Пуруша (иллюзии).

Считается, что этот бог обитает в горах на вершине Кайлас. Именно там ему удается погрузиться внутрь своего мира.

В Шиве воплощается строгость, отреченность от внешнего мира. Благодаря третьему глазу он постигает глубокие тайны Вселенной. Ладонью, обращенной к зрителю, Шива указывает на путь высвобождения дживы (личной души). Он избавляет от оков, мешающих просветлению.

Шива в культуре

Шиваизм – востребованная индийская религия, которая ведет историю со второго века до нашей эры. Первое изображение Шивы обнаружили в Гудималламе, на севере Мадраса. Многообразие бога отображается в том, что ему приписывают более сотни имен, среди которых «благотворный», «дарующий счастье» и «великодушный». Шива считается богом, руководящим триединством эволюции.

Статуя Шивы

Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит. Мантра Гаятри – известнейшая из провозглашаемых в честь Шивы молитв. Популярными мантрами являются Шива Махапурана, Манас Пуджа. Считается, что мантра открывает чакры и позволяет достичь духовных высот.

Танец считался древней магической формой. В Индии верили, что, совершая движения, танцор входит в транс и перемещается в параллельную реальность, сливаясь со Вселенной. В танце модернизировалась личность, проявлялись способности провидца, происходило раскрытие внутренней сущности человека. Это мастерство в Индии стояло наравне с дыхательными практиками. Космический танец, пробуждающий энергию эволюции, – то, с чем ассоциировался Шива, танцующий бог и Владыка танца.

Танцующий Шива

Образ божества использовался в искусстве, живописи, скульптуре и архитектуре. Считается, что каждый элемент изображения обладает высшим духовным наполнением и символизмом. В 1200 году во время раскопок была обнаружена скульптура, располагающаяся неподалеку от храма Шиварапурам. Она изображала танцующего Шиву. К статуе по сей день приезжают паломники, чтобы поклониться верховному божеству и поделиться с ним своими надеждами.

Индийская мифология специфична. Она серьезно отличается от христианских верований и больше походит на языческие поклонения, так как в ней бог не един. Как и другие древние религии, шиваизм мифологичен. Легенды о жизни богов исполнены необычных описаний и сюжетов, включая истории о том, как Шива отрубил голову Брахме.

Храм Шивы

Шиваизм – неотъемлемая часть жизни современного населения Индии, которое предпочитает это религиозное направление. Люди преподносят дары божеству, делятся с ним печалями, просят о помощи и воздают хвалу в отведенное для этого время, ориентируясь на каноны. Календарь шиваистов освещает памятные даты для последователей Шивы. В конце февраля в Индии отмечают праздник под названием Махашиваратри, приходящийся на ночь свадьбы Шивы и Парвати.

Брак Шивы и Парвати

Существует легенда, в которой первая жена бога Шивы Шакти погибает. Это произошло вследствие отторжения ее отцом.

Сказание говорит следующее. Некогда возвращалась божественная пара с одного ашрама. Шива в лесу поклонился простолюдину. Жена удивилась его поведению. Тогда бог объяснил, что это реинкарнация Вишну. Шакти, чтобы это проверить, принимает форму Ситы, жены этого простолюдина, и идет к нему. Рама признает в ней богиню.

Увидев новый образ Шакти, Шива перестает воспринимать ее как жену, так как она напомнила ему мать. Девушка печалится и у них получается разногласие.

Как раз в это время отец Шакти затевает празднество, но не приглашает молодых из-за разногласий с Шивой. Девушка решает туда сходить сама. Но Дакша отворачивается от нее. С горя Шакти бросается в огонь и погибает.

Взбешенный Шива забирает ее тело и начинает исполнять свой танец разрушения. Если бы его не остановил Вишну, он бы уничтожил вселенную.

После траура бог становится аскетом в Гималаях, а Шакти возрождается в образе Парвати, дочери бога гор. В конце концов, девушке удается уговорить Шиву, и они женятся.

В индуизме этот праздник называется Махашиваратри и отмечается каждый год.

Атрибуты

Как и многие другие боги индуистского пантеона, Шива обладает множеством атрибутов. Путешествуя по этой стране, вы увидите различные изображения божеств. Для того чтобы глубже понять культуру Индии, стоит немного разобраться в ее символике.

У Шивы есть много оружия — Аджагава (особенный лук), Бхиндипала (дротик), Гада (жезл), Кхадга (меч), Кхатванга (дубина с черепом), Кхетака (щит) и многие другие.

Также важным атрибутом является трезубец бога Шивы — Тришула. Он символизирует три стадии эволюции, три гуны, три лика времени и прочие понятия.

Существует ряд ритуальных предметов. Чиллум (специальная курительная трубка), Шанкха (ракушка), Мудра (положение кистей рук), Каумуди (кувшин с нектаром бессмертия), Капала (чаша в виде черепа), Дамару (барабанчик, символизирующий первую вибрацию Вселенной, из которой все произошло), Акшамала (специальные четки).

Также Шиве присущи ряд энергий: Агни (огонь), Ганга (небесная река, которую он усмирил) и Шакти (мощь). И некоторые животные: Нага (змея), шкуры слона и тигра, Нандин (белый бык), Кришнамрига (лань) и Анкуша (слоновье стрекало).

Таким образом, мы видим, что Шива обладает атрибутами сфер знания, которые призваны поднять человека из нашего мира в высший.

Семья

Дочерью Дакши и будущей женой Шивы стала Сати. Ее имя упоминается в пуранических индуистских текстах. Судьба Сати трагична. Ее отец отказался позвать Шиву на значимое жертвоприношение. Тогда она отреклась от Дакши и испепелила себя жертвенным огнем.

Возродилась Сати в семействе Химавата (горы Гималаи) в образе Парвати (дочери гор). Выполняя особые аскезы ей удалось снова завоевать любовь Шивы.

В результате обоюдных чувств у них родились два сына Сканда – воинственное божество и Ганеша – ученое божество. Всю семью называют Шива Паривар. Их изображают с четырьмя руками, в которых те держат различные атрибуты и ваханы. Индийская мифология идеализирует тройственность Шивы-Парвати-Ганеши. В таком виде воплощается божественная семья. В некоторых текстах упоминается еще один ребенок Шивы – дочь Манаси.

Сестра Парвати (Ганга) тоже считается женой Шивы. По ведам Амбику называют сестрой Рудры (Шивы), но в более поздней литературе она стала отождествляться с женой Шивы.

История о супругах Шивы

Удивительна и необычайна по силе история любви между Шивой и его женой Сати. Сати была дочерью бога Дакши. Не любил Дакши Шиву. Но на празднике выбора женихов Сати выбрала себе в мужья этого многорукого Бога. Не оказывал Шива должного почтения отцу своей жены. И Дакши решается отомстить. Он устраивает праздник жертвоприношения, но Шиву не приглашает. И жертвенный кусок мяса отказался ему передать. Оскорбленная Сати, горячо любившая мужа, бросается в жертвенный костер. Во имя своего любимого она совершила самосожжение.  В ярости Шива убивает Дакши.  Он скорбит по любимой жене в глубокой медитации на горе Кайлас. Сотни лет проводит он в медитации. В это время на земле происходила великая битва между богами и демонами. Победить демонов мог только сын Шивы.

Сати рождается в другой девушке с именем Парвати. Парвати, как и Сати, горячо полюбила Шиву. И решила завоевать его любовь. Она отправилась на Кайлас и предалась покаянию. Но Шива в медитации думал только о Сати. Чтобы возлюбленный её увидел, Парвати совершила глубокую аскезу. Этим она удивила Бога. Он женился на ней. После свадьбы у них появляется ребенок необыкновенной силы – шестиголовый Бог войны Сканда. Когда ему исполнилось шесть дней, он разгромил демонов.

Всего у них родилось трое детей. Вместе они составляют баланс духовного и материального. Двое других детей – Бог богатства Ганешу с головой слона и дочь Нармада.

Нармада произошла от метафизической энергии Шивы. Когда он сидел в глубокой медитации, Шива отделил от себя часть энергии. Эта энергия превратилась в реку, которая для индусов считается священной. Нармада в переводе означает «дарующая наслаждение».

Функции

  • шиваизм подразумевает в роли верховного бога Парашиву – творца, разрушителя, защитника правды, победителя демонических сил, подателя благости и правителя всей Вселенной, в его подчинении находятся все остальные божества;
  • в индуизме Шива считается разрушителем всего сущего: когда мировой цикл (Махаюга) подойдет к концу, он очистит пространство для создания нового мира;
  • он известен как создатель звука «ОМ», а также санскрита и языческого культа;
  • это божество обладает и целительной силой, оно способно избавить от смерти (Махамритйунджайа);
  • в его свиту входят духи и демонические силы, которые преследуют его по пятам по своей воле.

Природа богов

Основой каждой страны является вера и религиозные обычаи. Через них мы можем понять историю и культуру народа. В Индии основная религия — индуизм.

Немного истории

  • Индуизм берёт своё начала от Вед, которые были привнесены в культуру Индии в 1 — 2 в. до н. э. древними ариями. Именно в этих священных писаниях запечатлены основные постулаты Индуизма. Перевод слова означает «вечный путь».
  • В многоликой Индии вместе с индуизмом существуют и другие религии: христианство, ислам, сикхизм, буддизм, бахаи. Но именно индуизм остаётся знаковой религией и включает основной пантеон верховных Богов. К этой вере принадлежит более 80% населения.

Основная классификация

  1. Основой всего мироздания считаются 3 верховных бога — Тримурти. Они основополагающие, и от них идёт далее иерархическая лестница.
  2. Затем боги разделяются на стороны света, они нуждаются в опорах и защите, называются Локолапы.
  3. От второй ступени отходит ветвь общеиндийских божеств.
  4. Основой религии остаются боги ведические.
  5. Нельзя не указать на отдельную группу ликов (аватаров) верховного бога Вишну.

В одной статье рассмотреть весь пантеон не представляется возможным. Остановимся на самых известных верховных божествах Индии.

Шива, Парвати и Ганеша

Женой Шивы была Парвати, часто воплощавшаяся как Кали и Дурга. На самом деле она была реинкарнацией Сати (или Дакшаяни), дочери бога Дакши. Дакша не одобрила брак Сати с Шивой и даже пошла дальше и провела особую церемонию жертвоприношения всем богам, кроме Шивы. Возмущенная этим пренебрежением, Сати бросилась в жертвенный огонь. Шива отреагировал на эту трагедию, создав из своих волос двух демонов (Вирабхадру и Рудракали), которые нанесли ущерб церемонии и обезглавили Дакшу. Другие боги обратились к Шиве с просьбой положить конец насилию, и, подчинившись, он вернул Дакшу к жизни, но с головой барана (или козла). В конце концов Сати перевоплотилась в Парвати в своей следующей жизни и снова вышла замуж за Шиву.

От Парвати у Шивы родился сын, бог Ганеша. На самом деле мальчик был создан из земли и глины, чтобы составлять ей компанию и защищать ее, пока Шива продолжал свои медитативные странствия. Однажды Шива вернулся и, обнаружив мальчика, охраняющего комнату, где купалась Парвати, спросил, кто он такой. Не веря, что мальчик был его сыном, и приняв его за нахального нищего, Шива призвал демонов-бхутаганов, которые напали на мальчика. В конце концов они сумели отвлечь его появлением прекрасной Майи и, пока он любовался ее красотой, отрубили ему голову. В суматохе Парвати выбежала из ванны и закричала, что ее сын убит. Осознав свою ошибку, Шива послал за новой головой, чтобы снова вылечить мальчика, но ближайшая под рукой была голова слона. Так родился Ганеша, бог с головой слона. Другими сыновьями Шивы являются Сканда или Карттикея, бог войны и Кувера, бог сокровищ.

Ганга (богиня, олицетворявшая реку Ганг) была подарена Шиве Вишну, который не мог больше выносить постоянных ссор между его тогдашними тремя женами Лакшми (богиней удачи), Сарасвати (богиней мудрости) и Гангой. Чтобы смягчить падение Ганги на землю и предотвратить разрушение цивилизации такой великой рекой, Шива поймал ее за пучок волос, что еще раз, иллюстрирует его качество самопожертвования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знаки судьбы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: