Осирис и Исида
Существует древний миф, повествующий историю Осириса и Исиды. Давным-давно, владыкой Египта был бог Осирис. Царь был очень красив и добр, обучал людей искусству земледельчества, показал им как испечь вкусный хлеб.
Был у Осириса брат по имени Сет. Он являлся богом пустыни и песка. Глазки его были маленькими и злыми, а внешность незаурядной. Поэтому Сет очень завидовал своему брату, ненавидя царя всей душой.
Статуя Осириса
Однажды Сет явился на пир во дворец Осириса. Слуги Сета несли за ним гроб. Сет объявил на весь обеденный зал: «Кому этот драгоценный гроб придётся впору, тому и достанется!».
Гроб в качестве главного приза не вызывал опасений, ведь все египтяне относились к смерти как к переходу в лучший мир. Гости начали по очереди ложиться в гроб, но он никому не приходился в пору, был слишком большим.
Бог Осирис
Когда очередь дошла до Осириса и он расположился в гробу, слуги Сета моментально захлопнули крышку и выбежали из дворца, чтобы выбросить запертого в ловушке Осириса в реку. Так и погиб добрый царь Осирис.
{"questions":,"answer":}}}]}
Ужасная весть о смерти мужа опечалила его супругу — богиню Исиду. Жена царя страдала, оплакивала любимого мужа. Ей пришлось прятаться от злого Сета в темных зарослях у Нила и оберегать своего маленького сына, которого звали Гор.
Гор и Исида
Первая версия сотворения мира
Посреди первозданного океана Нун бог Атум-Ра создал холм Бен-Бен
Не всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун. Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя. Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра. — Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико — я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери; я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен. Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага). Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.
Мемфисская космогония
В основу пересказа положен текст «Стелы Шабаки»
По преданию, передаваемому Геродотом (Геродот, II. 99), Мемфис заложил первый фараон Менеc (египетск. Аха? Нармер?), объединивший Северный и Южный Египет. Мемфис был столицей всю эпоху Старого царства — до распада централизованного государства при VI династии.
Первоначальное название города — Хет-Ка-Пта — «Дом («души») Ка (бога) Птаха», по-видимому, закрепилось впоследствии за всей страной в греческом «Айгюптос». С VI династии город получил название Меннефер («Прекрасная обитель»), которое звучало по-коптски «Менфе» и трансформировалось греками в Мемфис.
В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть — тело и стал богом (илл. 11).
Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни «анх», затем — творческую силу будущих небожителей, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Птах решил, что он создаст всё сущее из своей собственной плоти — из земли.
Творение свершилось так: в сердце великого бога возникла Мысль об Атуме, а на языке — Слово «Атум»; бог произнёс это имя — и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, — но действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, воплощая её. По воле Птаха Атум создал Великую Девятку; Птах же дал всем богам могущество и наделил их божественной мудростью. На том месте, где он творил мир, впоследствии возник священный город Мемфис.
Илл. 11. Статуэтка Птаха. Музей древностей, Турин.
После того, как мир был сотворён, Птах создал волшебные слова-заклинания и установил справедливость на земле. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей. <…> Вышли из него (Птаха) все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.
Илл. 12. Мемфисская Триада. Справа налево: Птах, Сохмет, Нефертум.
Прорисовка рельефа с колонны одного из залов храма Птаха в Карнакском храмовом комплексе
и рельефа из гробницы Таусерт в Долине Царей; XX династия.
Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил там их каменные изваяния, учредил священные празднества и назначил обряды жертвоприношений. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев своё творение, Птах остался доволен.
Плоть и творческая сила этого величайшего бога пребывают во всём живом и неживом, что есть на земле. Египятне почитают его как покровителя искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена — грозная богиня-львица Сохмет и их сын — бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду (илл. 12).
Илл. 13. Хух и Хаухет, Амон и Амаунет (остальные пары богов гермопольской Восьмёрки изображались аналогично).
Прорисовка рельефа из храма Исиды на острове Филэ; Птоломеевский период.
Наказание людям
Однако не все было так радужно, как хотелось бы. Несмотря на то, что страна процветала и здравствовала, со временем люди обнаглели, и перестали выполнять указания Ра, что невероятно разгневало бога. Ра последовал совету Нуна и решил истребить человеческий род, наслав на него своё око в форме богини Сехмет.
Рекомендуем по теме
Аид Афродита Геракл
Выполнять задание взялась богиня Хатор. Ужасным было наказание Ра. Хатор настолько рьяно рвалась выполнять приказ, и делала это настолько ужасно, что люди буквально захлебывались в собственной крови.
Увидев содеянное, на следующий день, Ра сжалился и решил спасти уцелевших людей. Для этого он до пьяна опоил Хатор, а для этого ему понадобилась тысяча кувшинов пива, причем окрашенных в красный цвет, чтобы богиня приняла его за кровь. Так люди были спасены.
Однако человеческая неблагодарность и неповиновение расстроили и смутили Ра. Он решил, что не будет править таким народом и вознесся на небо на богине Нут, которая обратилась для этого коровой.
Уход Ра нисколько не сказался на любви людей к Ра, что показала история. Об этом написано во многих источниках, дошедших до наших дней.
Поняв, какую ошибку они совершили, люди раскаялись, просили Ра остаться, однако верховный бог был непоколебим. Тогда люди просто проводили его со всеми почестями и поклялись всегда защищать честь его имени и бороться с его врагами. Более того, именно тогда зародился культ Ра, который поддерживался долгие тысячелетия, а кто-то поклоняется ему и по сей день.
Ночные путешествия
Древние египтяне считали, что в ночное время Ра отправлялся освещать загробный мир, царство Анубиса. Именно там он каждый раз встречался со змеем Апопом, демоном тьмы, тем самым, кого в свое время победил Атум. Апоп так и остался злейшим врагом солнца, а значит и Ра. Целью змея было поглотить солнце и навсегда оставить человеческий мир без света.
Так, каждую ночь, Ра и его свита спускались в царство хаоса, побеждали и пленяли чудовище, чтобы следующей ночью сразиться с ним опять. И так постоянно
При этом важно, что Ра, в ночное время суток, изображался с головой скарабея
Око Ра
Самым грозным орудием всевышнего бога считалось его око. Именно оно находилось на носу его ладьи и именно оно защищало бога от нападок Апопа. И хоть сам Ра в ночных схватках участия не принимал, оставляя все это на попеченье своей свиты и Сета в частности, тем не менее, его Око – это грозное оружие. Именно с его помощью Ра и наслал Хатор на людей.
Многие источники гласят, что Око Ра изображалось на солнечном диске, который он носил на голове, а под ним был змей, изрыгающий неистовое пламя, способное испепелять не только врагов бога, но и врагов всего Египта.
Ра и фараоны
Несмотря на то, что официально детей у Ра не было, и даже Шу и Тефнут были не его детьми, а его созданиями, которых он сотворил из себя. Тем не менее считалось, что фараоны – это прямые потомки Ра. При этом, так считали и сами фараоны, что и отображали в своих именах. Например, СахуРА, РАмзес, ДжедефРА, ХафРА, МенкауРА и т.д.
Единственный фараон, попытавшийся подавить куль Ра – это Эхнатон, в период Амарны. Эхнатон, в большей степени, почитал другого бога солнца – Атона, который по легенде считался тем самым солнечным диском на голове Ра. Однако, едва только фараон умер, как поклонение Ра было восстановлено, как и все почести его культу.
Так продолжалось до самого краха великой египетской цивилизации. Впоследствии, когда Александр Македонский взял Египет силой, то был назван и признан настоящим сыном бога солнца.
Культ Ра
Культ Ра зародился в Гелиополе – важнейшем торговом центре того времени во времена объединения Древнего Египта. В период Древнего Царства культ Ра был признан государственной религией и стал вытеснять более архаичный культ Атума. Считалось, что гелиопольская девятка – по сути представители единого божества – Ра, частями тела которого они и являлись.
Вопрос эксперту
Почему Ра отождествляли с Гором, ведь он сын Исиды, а значит минимум внук Ра?
Египетская мифология тяжела к пониманию, в этом плане. Скорее всего, древние египтяне считали, что Ра переродился в Гора также, как прежде в Ра из Атума.
В Гелиополе Ра отождествляли с Атумом, тогда как в Фивах с Амоном, Хнумом – в Элефантине и Гором — в Ра-Хорахте.
Одним из атрибутов Ра считался предмет, под названием Анкх, представленный на картинах как крест с кругом-ручкой, вверху. Именно этот предмет давал богу солнца мудрость, вечность и бессмертие.
Вот такой он, великий египетский бог Ра, создатель всего живого на земле, мудрый и справедливый правитель, покровитель справедливой власти и мудрости, а также всех наземных и подземных царств.
Значение и культ Амона-Ра
Амон-Ра и его значение в Древнем Египте часто можно увидеть на различных храмах, посвященных божеству. Эти факты научат вас большему богу:
- Ра был известен как верховный бог во вселенной, и, основываясь на нескольких мифах, Ра является правителем всех богов и стоит на вершине порядка значимости. Считается, что он создал небеса, мир и людей. Ра также создал растения, животных и времена года.
- Считается, что эти подвиги стали возможными благодаря использованию Ра скрытого имени, в котором существовали его силы. Никакой другой бог не мог использовать эти силы, поскольку это слово было известно только Ра.
- Поклонение Амону стало широко распространенным в египетском обществе, и в честь Амона сформировались культы. Эти культы часто получали землю и добычу от завоеваний.
- Были найдены изображения Амона и других божеств, путешествующих на два фестиваля, проводимых в Фивах. Эти фестивали были известны как Прекрасный праздник долины и фестиваль Опет.
- Во время празднования «Прекрасного праздника долины» изображения фиванской триады (Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу) были вывезены из Карнака и переправились через Нил на лодке, чтобы посетить морг на западном берегу. храмы.
- Фестиваль Опет отмечался в ознаменование священного брака между фараоном (Богом) и «Божьей женой».
- «Божья жена Амона» использовалась для обозначения женщин, занимавших важные посты в культе. Королеву-мать или королеву часто выбирали в качестве «божьей жены Амона», и были найдены различные изображения этих могущественных женщин, показывающие, как они приносят подношения богам.
- Считается, что культ Амона-Ра был чрезвычайно популярен среди населения Древнего Египта и едва не привел к тому, что египетская религия стала монотеистической. Популярность Амона-Ра привела к формированию первого монотеистического религиозного движения при фараоне Эхнатоне.
- Фараон Эхнатон также запретил политеистическое поклонение и назначил Атона единственным истинным Богом, которому следует поклоняться.
- Прихожане построили различные храмы, посвященные Амону, а фараон Рамзес II построил и перестроил несколько храмов. Три из нескольких храмов, построенных Рамзесом II, расположены в Карнаке, Луксоре и Дейр-эль-Медине.
- Рамзес II построил еще два храма в Дейр-эль-Медине, посвященных другим членам Фиванской триады.
- Храм Амона в Луксоре был построен около 1400 г. до н.э. и даже сегодня используется как место для молитв. Храм использовался для поклонения Аменемопе, уникальной версии Амона.
- Луксорский храм известен под двумя названиями: «Место уединения» или Южный Опет. Этот храм был расположен в самом сердце Фив и был связан с Карнаком дорогой для процессий.
- Комплекс Карнакского храма известен как крупнейший промышленный комплекс храмов, а Великий храм Амона является его главным экспонатом. В этом комплексе есть несколько храмов, один из которых посвящен Атону, построенный фараоном Эхнатоном.
Мифы о происхождении и могуществе
Египтяне оставляли письмена о своём божестве на стенах гробниц фараонов и папирусах, в религиозных сборниках и гимнах. Учёные расшифровали значение иероглифов и благодаря этому дошли мифы о боге Ра. Согласно главному из них, его отцом был Нун, сотворивший себя из хаоса.
Распределение сил
Ра родился, чтобы бороться с силами мрака, и после выполнения своего предназначения он извлёк свет из цветка лотоса и произвёл на свет Шу и Тефнут — сына и дочь, управляющих воздухом и влагой соответственно.
От них произошли божества земли и неба, Геб и Нут, а те, в свою очередь, стали родоначальниками следующих сил:
- Осириса — властителя душ усопших и производителя сил природы;
- Исиды — идеала женственности;
- Сетха — символа войны;
- Нефтиды — олицетворения рождения и смерти.
Так было до тех пор, пока с помощью Исиды человечеству не раскрылось таинственные буквы имени Ра, наделявшего своего обладателя магической силой и старательно скрывавшегося божеством. Люди перестали повиноваться ему, и бог решил истребить их с помощью богини войны Сехмет.
Бойня длилась день, после чего Ра сжалился над несчастными и спас уцелевших. После этого он отправился на небо, оставив своих детей править после себя. И все последующие фараоны стали считаться потомками или земными воплощениями Ра.
Не отдыхал он и ночью, совершая в это время суток сразу несколько дел:
- озарял загробный мир;
- еженощно сражался с демоном тьмы, стремящимся лишить мир солнца;
- посещал других богов и покойников.
Версии появления
Однако такая биография Ра не была единственной.
Согласно другим версиям, он появился при одном из следующих обстоятельств:
- вылупился из гусиного яйца, снесённого Великим Гоготуном;
- пришёл с востока в ипостаси жука-скарабея, скатавшего солнце;
- спустился в виде сокола с небес на воду и дал начало суше.
Наиболее полную информацию о боге Ра дают древние тексты, например, «Книга небесной коровы» и «Книга мёртвых». Но своё восприятие того, что собой представляет могущественная сила, люди отражали не только на письме, но и в рисунках. Преимущественно по ним было составлено описание бога Ра, согласно которому он выглядит как существо с телом человека и головой сокола, увенчанной солнечным диском и змеёй — знаком власти. Реже его изображали в виде мужчины с бараньей головой или змеи, извергающей огонь.
Ра фигурирует наравне с Осирисом – богом мертвых. Вообще бог Ра считается связанным с культом солнца. Древние египтяне многое связывали с солнцем, это было самое древнее божество.
Бог солнца традиционно считался мужчиной, хотя была и богиня солнца женского рода. Бог Ра был одним из воплощением солнца. Символом молодого солнца считался Гор, среднюю фазу воплощал Ра, а вот богом заходящего солнца считался Атум.
Бог Ра произошел из яйца, которое снес гусь Великий Гоготун. Похожая мифология есть и в славянских преданиях. Также есть гипотеза, что бог Ра создал сам себя из лотоса или из камня Бенбена, который появился из воды.
История
Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Каждый день восходит солнце, принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян. Наряду с этим, гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней, населённой враждебными народами, с которыми египтяне периодически воевали и считали их нецивилизованными. В свою очередь, египтяне считали, что их земля является изолированным местом стабильности Маат, находящимся в окружении и под постоянной угрозой хаоса Исфет
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества, и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди
Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом — океаном Нуна. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли.
Это интересно: 360,Как один царь завоевал полмира — походы Александра Македонского
О мировоззрении
Например, Птах предстает перед нами в виде спеленутого человека в необычном парике, который прижимает к себе посох с символом прочности и стабильности — джед. Считается, что это бог мастеровых, демиург. Демиург претворяет некую природную реальность во вторичную, искусственную. Птах — это нечто божественное, явленное в конкретной функции, и в данном случае это функция мастерства. Вне всякого сомнения, на образ бога Птаха оказала существенное влияние личность Имхотепа, архитектора царя Джосера, который построил первую пирамиду и заложил основу будущего Мемфиса.
Поэтому Имхотеп наряду с Птахом — это бог-демиург. Имхотеп являлся первым верховным жрецом Птаха и даже был его сыном. Культ Птаха с особой силой заявляет о себе тогда, когда начинают строить пирамиды, развивается строительство некрополя, стен Мемфиса. Для египтянина связь с мастерством почти мистическая — демиурги работают с металлом, камнем и деревом. Они видят, что на их глазах возникает совершенно новая реальность. Поэтому Имхотеп, создатель первого каменного сооружения, был обожествлен как сын бога Птаха. Имхотеп, по сути, сам становится Птахом!
Иерархии богов в греческом понимании в Древнем Египте не было. Божественное начало являет себя в определенном месте и конкретной функции. Например, дочь бога солнца, его Око, может быть и богиней Хатхор, и Тефнут, и Сехмет, и Бастет, и Нехбет, и Уаджит, и вообще любой другой богиней!
Если мы говорим о каком-то создателе (выше мы привели пример с богом Птахом), то по большей части это солнечный бог, например Атум, который совокупился с собственной рукой и породил этот мир — заметим, что это чисто африканское представление. Сам солнечный бог мог возникнуть как первохолм, или солнечный луч, или даже птица, которая появилась в гнезде в середине реки и снесла яйцо. Образов появления этого мира у египтян очень много.
Другими словами, они не придерживались какой-то одной картины мира. Она складывалась из различных представлений. Египтяне пытались представить сотворение мира из тех событий, которые их окружали в повседневности. Например, образ создателя, помимо солнечного бога, может передаваться через «великого гоготуна».
Считается, что эта квочка снесла некое яйцо. Гнездо плавает не просто посреди реки, а в том месте, где скапливается ил, то есть возникает будущая земля, наш мир. Египтянин смотрел на Нил и через сложный ряд символов представлял рождение мира.
Как изображались египетские боги? Атрибут каждого бога — это посохи уас/уадж и символ жизни анх. Ни люди, ни цари не обладали такими атрибутами. Очень часто богов изображали с головами животных или как животных. Например, Анубиса, бога некрополя, изображали с шакальей головой или в виде лежащего шакала. Этот образ чрезвычайно распространен в иконографии богов. В виде бегущего шакала изображали «открывателя путей Упуата», который возглавлял все царские процессии. Через шакалий образ передавалась также должность судьи.
Другие легенды о сотворении мира
Бараноголовый бог Хнум вылепил людей на гончарном круге
Первых людей вылепил из глины на гончарном круге бараноголовый бог Хнум. Его часто изображали на барельефах держащим перед собой станок с маленькой фигуркой человечка на гончарном круге. Здесь же, в Гелиополе, существовало красивое предание о том, что бог Ра родился в облике прекрасного младенца из белого лотоса. Этот лотос вырос прямо из вод первозданного океана, бутон раскрылся, и Ра вылетел оттуда, неся миру долгожданный свет солнца. Первичный океан, Мрак и Хаос изображали в образе древнего старика Атума, в отличие от младенца-Солнца. Так рассказывали о сотворении мира жрецы города Иуну. Город Иуну Гелиополь — был главным культовым центром солнечного бога Ра. Однако в разных крупных городах были свои боги-покровители, и почитались они гораздо больше, чем в других городах Египта. Жрецы-служители таких богов стремились придать их культу как можно большее значение. В некоторых городах существовали свои версии возникновения мира и людей. В древнейшей столице Египта городе Хи-Ка-Пта творцом мира считался бог Пта (или Птах), покровитель ремесел и искусств. Птах создал себя сам, затем создал Атума, — а уже Атум сотворил мир, действуя «по воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи и многому другому. Мемфис по влиянию соперничал с Гелиополем и местные жрецы-богословы включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. «Боги, возникшие из Пта:… Пта-Нун, Отец, создавший Атума, Пта-Наунет, Мать, родившая Атума, Великий Пта — сердце и язык Девятки богов… Она возникла из сердца, возникла из мысли в образе Атума. Велик и могуч Пта, давший силу свою всем богам и их божественным духам Ка через это сердце и язык. И стали существовать Гор и Тот в образе Пта. И стало так, что сердце и язык завладел каждым членом, познав, что Пта — в телах и устах всех богов и людей, скота, пресмыкающихся и всех живых тварей, ибо все задуманное исполняется по желанию его…»
В городе Шмуну или Гермополе, как его называли греки, учили по-другому. По красивой местной легенде, в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун, и ее голос прорезал бесконечное безмолвие. Она снесла яйцо, которое раскололось, и оттуда излился свет и вышел воздух. Свет дал начало жизни на земле, а воздух разделил небо и землю. Жрецы Гермополя утверждали, что их город стоит на самой древней земле. Именно на этом месте находился древний Остров пламени, на котором лежало первое яйцо, и скорлупа его зарыта в земле Гермополя. Здесь почитались и самые древние боги в Египте — боги первичного Хаоса. Богов было восемь, отсюда и название города Шмуну — город Восьми. Поэтому, считали местные жрецы, только Гермополю должна принадлежать ведущая роль во всей стране. Самое замечательное — это то, что при таком обилии разных взглядов в Древнем Египте не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной и искусственно навязывалась. Люди, верящие и поклоняющиеся одному богу, не враждовали с теми, кто ставил выше других богов.
Вы знали?
Эти случайные факты об Амон-Ра удивят вас:
- Первый случай поклонения Амону появился около 2686-2181 гг. до н.э. в Древнем царстве древнего Египта. В этот период Амон был относительно второстепенным богом.
- Считается, что древние египтяне поклонялись более чем 2000 богов, и каждый бог и богиня представляли что-то свое. Некоторые из этих египетских богов считались более важными, чем другие. Одними из самых важных богов и богинь в египетской религии являются Осирис, Гор, Анубис, Бастет и Птах.
- Гибридный бог Зевс, Аммон, был создан из концепции создания верховного бога на основе греческого бога Зевса и египетского бога Амона-Ра, или Аммона, как он был известен в Греции. Считается, что Зевс равен титулу «Царь богов», который носил Амон.
- Амон-Ра часто сочетался с другими богами в древнеегипетской мифологии. Амон был объединен с солнечным божеством Ра, чтобы создать всемогущего Амона-Ра, солнечного бога-творца. Амона Ра также называли «королем богов». Ра был объединен с Атумом, другим значительным египетским богом, чтобы создать Атума-Ра.
- До того, как Ра стал главным божеством в Древнем Египте при Пятой династии, Гор, бог неба, считался самым важным божеством. Гор был объединен с Ра, чтобы сформировать Ра-Хорахти, что переводится как «Гор на горизонте».
- Утреннее проявление Ра изображалось жуком-скарабеем по имени Хепри, а вечернее — в образе Хнума, бога с головой барана. Считалось, что Ра был самым сильным в полдень, потому что он не проявлялся в полдень и существовал как солнечное божество Ра.
- Верховный бог Амон-Ра часто изображался со скипетром в левой руке и анкхом в правой. Египетских богов часто изображали держащими анкх, древнеегипетский иероглиф, используемый для обозначения слова «жизнь».
Амон-Ра, верховный бог Нового царства.
Солнечный бог-творец.
Скромный бог воздуха и ветра, Амон стал верховным богом Фив и был объединен с Ра, гелиопольским богом Солнца.
Хотя культ Амона-Ра возник в начале Нового царства (с XVI в. до н. э.), бог с таким именем упоминался и в текстах Древнего царства (VI династия).
Амон — фиванский бог.
Амон, что значит «сокровенный», «невидимый», «незримый», был богом воздуха/пустоты в Фивах (аналог гелиопольского Шу). В период Древнего царства, пока город не имел большого значения, супругой Амона считалась Амаунет (Амонет) — его женская ипостась, богиня воздуха, ветра и невидимых сил.
Со Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.), после объединения Египта Ментухотепом I из фиванской XI династии, Амон превратился в главного бога столицы и ее покровителя. Теперь он мыслился как бог-творец, который создал себя сам, а затем богов и весь мир. В этом новом статусе его женой стала богиня неба Мут, которая родила ему сына Хонсу — лунное божество. Вместе они составили фиванскую триаду.
Ра — полуденное солнце.
Ра — один из самых древних солярных божеств у египтян, родом из Гелиополя. Местный культ бога-творца, создавшего самого себя и все формы жизни через проговаривание своего тайного имени, начал расти со II династии, к IV династии фараоны уже считались сыновьями Ра. В период Среднего царства египтяне объединяли Ра и с Амоном, и с Осирисом.
Амон-Ра.
Когда фиванский правитель Яхмос I (1552–1527 гг. до н. э.) изгнал гиксосов, объединил Египет и основал XVIII династию, Фивы стали главным городом единой страны, а Амон, слившись с Ра, — верховным божеством всех египтян и царем богов. Фиванский бог ветра Амон уподоблялся солнечному Ра, что породило новый синкретический образ — солнечного бога-творца. Это был сугубо политический шаг — соединить самых популярных богов Нижнего и Верхнего Египта — регионов, которые были разделены свыше 200 лет.
Фараоны новой династии связывали собственные военные и политические успехи с покровительством Амона-Ра и значительную долю трофеев отдавали на культовое строительство в Карнаке, фиванском храмовом комплексе (основные работы в храме Амона-Ра пришлись как раз на XVIII династию, хотя его возведение началось еще при Сенусерте I в XX в. до н. э.). Культ Амона-Ра безболезненно пережил еретика Эхнатона, порвавшего с фиванскими жрецами и установившего культ сияющего солнечного диска Атона, и был восстановлен, как все прочие культы, сразу после смерти фараона-отступника.
Священными животными Амона-Ра считались баран и белый гусь.
Жрецы-государи.
Верховным жрецам Амона-Ра принадлежало 2/3 храмовых земель в стране, 90 % барок и культовых лодок, а также другие ресурсы. С такой властью и влиянием они считались второй вслед за фараоном силой в стране. После распада единого египетского царства в 1075 г. до н. э. фиванская династия жрецов правила Верхним Египтом 75 лет (до 950 г. до н. э.). Военачальник и верховный жрец Амона Херихор был провозглашен правящим верховным жрецом в 1080 г. до н. э., на исходе правления последнего фараона XX династии Рамсеса XI. Прошло пять лет, царь погиб при невыясненных обстоятельствах, страна распалась, а фиванские жрецы (Дом Херихора) сохранили контроль над Верхним Египтом.
В это время в Танисе воцарилась XXI династия (1075-945 гг. до н. э.), но фактически под ее властью находился только Нижний Египет. Ее основатель Смендес I (1075–1048 гг. до н. э.) приходился сыном верховному жрецу Амона-Ра и одной из наложниц фиванского бога, а женат он был на дочери Рамсеса IX, фараона XX династии. Последний фараон танисской династии Псусеннес II (960–945 гг. до н. э.) одновременно выполнял обязанности верховного жреца Амона под именем Псусеннеса III.
В 945 г. до н. э. фараон Шешонк I смог сделать своего сына верховным жрецом Амона и, объединив таким образом Верхний и Нижний Египет, основал XXII (ливийскую) династию.
Распространение культа.
Культ Амона-Ра египтяне привнесли в подконтрольную Нубию и Судан. Оракул Амона прорицал в оазисе Сива посреди ливийской пустыни. В Греции Амона чтили под именем Зевса-Аммона, мужчины с бараньими рогами на голове.