Иерархия ангелов и архангелов в православии

Иерархия

Фото: Pravmir.ru

Святой Дионисий Ареопагит в трактате «О Небесной иерархии» изложил устройство мира ангелов, фактически, заложив основы ангелологии. Он выделяет 9 ангельских чинов (три лика), наименования которых упоминаются в Священном Писании (Кол. 1:16; Еф.1:21; Рим. 8:38; 1Пет. 3:22; Дан. 8:16 и др.). Каждый из чинов имеет собственное наименование и назначение в мироустройстве.

Чин Описа­ние Празд­но­ва­ние В Св. Писании
1 Се­рафи­мы В пе­ре­во­де «пла­ме­не­ю­щие», по­буж­да­ют к люб­ви к Бо­гу; (изобр. шес­ти­кры­лы­ми). 8/21 но­яб­ря Ис.6:2, 6
2 Хе­руви­мы «Мно­гое ра­зу­ме­ние», чрез них нис­по­сы­ла­ет­ся про­све­ще­ние; (изобр. че­ты­рёх­кры­лы­ми). Евр. 9:5
3 Прес­то­лы Чрез них пре­иму­ще­ствен­но про­яв­ля­ет­ся пра­во­су­дие Бо­жие; (изобр. в ви­де ко­лёс со мно­же­ством глаз на обо­дь­ях). Кол. 1:16
4 Влас­ти Ук­ро­ща­ют власть бе­сов­скую, от­ра­жа­ют ис­ку­ше­ния. Кол. 1:16
5 Гос­под­ства Нис­по­сы­ла­ют си­лу к муд­ро­му уп­рав­ле­нию зем­ным вла­стям. Кол. 1:16
6 Си­лы Ук­реп­ля­ют лю­дей, да­ют бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний угод­ни­кам Бо­жи­им Еф. 1:21
7 На­чала Уп­рав­ля­ют все­лен­ной, за­ко­на­ми при­ро­ды; ох­ра­ня­ют на­ро­ды, стра­ны. Кол. 1:16
8 Ар­хан­ге­лы Яв­ля­ют­ся про­вод­ни­ка­ми от­кро­ве­ния Бо­жия (под­робнее см. таб­ли­цу ни­же). 1Фес.4:16;
9 Ан­ге­лы Прис­тав­ле­ны для хра­не­ния каж­до­го хри­сти­а­ни­на. Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49; 18:10

Ангелы в магии

Обращение к ангелам присутствуют в различных магических ритуалах. Так, Малый ритуал Пентаграммы включает в себя воззвания к ангелам четырех стихий: Рафаэлю (Воздух), Габриэлю (Вода, Михаэлю (Огонь) и Уриэлю (Земля). Также к ангелам обращаются в операциях Планетарной магии, где Сатурну соответствует Кассиэль, Юпитеру — Цадкиэль, Марсу — Замаэль или Самаэль, Солнцу — Михаэль, Венере — Анаэль или Ханиэль, Меркурию — Рафаэль, Луне — Габриэль. Планетарные ангелы могут призываться для зарядки талисманов. Помимо ангелов к каждой планете относится также свой хор ангелов. Это сомн духов, исполняющих определенные функции, но не имеющих личных имен. Хотя имена планетарных, стихийных, а также ангелов десяти сефирот в каббале могут совпадать, их природа и функции подчас различны.

Система Енохианской магии, также называемой «ангельской магией», была создана на основе духовидческих ангельских откровений и, во многом построена, на обращении к ангелам.

Обращения к ангелам содержатся в различных гримуарах. В гримуарах Соломоновой магии ангелы рассматриваются как руководящее начало, стоящее над иерархией демонов. Концепция ангелов, управляющих демонами, в иудейско-христианской традиции восходит к библейской «Книге Товита» (II в. до н. э.), в которой встречается сюжет, где ангел Рафаэль даёт указание Товию, как изгнать демона Асмодея: для этого предлагается сжечь печень и сердце рыбы.

«Посвященная инвокации ангелов 11-я глава «Гигромантии» определенно является краеугольной частью ритуала, тем более что ангелы нужны магу в качестве опоры для последующего контроля соответствующего демона

Принимая во внимание данную функцию ангелов, в современной литературе их называют «удерживающими ангелами». Однако преследующее данную цель вступительное заклинание для призыва ангелов имеет долгую историю в качестве традиционного магического метода

Оно встречается в «Завещании Соломона», в большинстве сохранившихся рукописей «Гигромантии», а также в вернакулярных гримуарах (например, в ). <…> в тексте I-II вв. н. э. «Завещание Соломона» перечислены ангелы, которые являются удерживающими: в тексте они определены именно таким образом. Из 60 упоминаемых там имен демонов по крайней мере половине сопутствует также имя ангела, который опутывает или принуждает определенного демона» .

Предполагается, что маг сначала заклинает ангела именем Бога, который, в свою очередь, подчиняет демона воле мага, который затем совершает магическую операцию. Считается, что маг, таким образом, вбирает себя божественную энергию и действует ее силой. «Малый ключ Соломона»» в версии доктора Радда, предписывается сигил и имя ангела помещать на обратную сторону сигила демона. В этом гримуаре также рекомендуется изготовить сосуд, в который можно заключить 72 духа «Гоэтии», на горлышке которого помещается печать Соломона, а также имена (на иврите) 72 удерживающих ангелов, каждый из которых соответствует одному из 72 демонов.

В магии Телемы Алистера Кроули одной из главных задач считается Познание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем, которое отождествляется с достижением сефиры Тиферет и познанием Истинной Воли.


Архангелы четырех стихий
Рафаэль • Габриэль • Михаэль • Уриэль



Архангелы семи планет
Кассиэль • Сахиэль • Замаэль • Михаэль • Ханиэль • Рафаэль • Габриэль



Архангелы десяти сефирот
Метатрон • Разиэль • Цафкиэль • Цадкиэль • Камаэль • Рафаэль • Ханиэль • Михаэль • Габриэль • Сандальфон



Ангелы десяти сефирот
Хайот ха-Кадош • Офаним • Аралим • Хашмалим • Серафим • Малахим • Элохим • Бене Элохим • Керубим • Ашим



Ангельская иерархия Дионисия Ареопагита
Серафимы • Херувимы • Престолы • Господства • Силы • Власти • Начала • Архангелы • Ангелы

Что нужно делать в День ангела

В этот день принято молиться тому святому, в честь которого назван человек. В идеале лучше всего посетить церковь, тем более что во время службы в эту дату, как правило, упоминают вашего небесного покровителя. Можно также, кроме молитвы угоднику, читать дома специальную церковную песнь, посвященную жизни и подвигам святого, которая называется акафистом.

Однако стоит помнить о том, что поклоняться можно одному только Господу Богу, так как лишь Он имеет власть над всем миром. Святые небесные покровители только служат Ему в деле спасения людей.

Дни ангела по именам — это та дата, когда человек должен в молитвах прославлять своего заступника, а также обращаться к нему за помощью в духовных вопросах. То есть христианин в этот день, как правило, молится о заступничестве своему небесному покровителю, который находится в Царстве Небесном и в непосредственной близости от Господа Бога. Однако стоит помнить, что прошения и похвалы можно обращать не только к тем праведникам, в день которых вы родились, но и ко всем другим, так как святые одинаково угодны Творцу.

Многие пользователи Интернета на различных форумах задают вопросы о Днях ангелов женских имен. Обычно православные священники комментируют их следующим образом. Для ангелов женских имен нет особого правила. Их определяют точно так же, как и в случае с мужчинами. То есть почитается небесным покровителем та святая, которая носит ваше имя и прославляется в День рождения. Если же в церковном календаре не обнаружено ангела-хранителя по дате рождения, то таким заступником считается та святая, память которой воспевается в ближайшую дату и которая носит ваше имя.

Офаним (Ophanim)

Они описываются как, возможно, самые странные ангелы в библейских историях. Они принадлежат к той же иерархии, что и Серафимы.

Причина, по которой их называют офанимами, заключается в том, что на древнееврейском языке слово офаним означало колеса. В других верованиях офанимы также описываются как сферы или вихри. Или опять же те самые колеса, которые были прикреплены к колеснице Бога.

О них не так много информации. Когда Иезекииль заявил, что видел их, он был напуган их размером и ростом. Судя по книге Еноха, в которой говорится, что Григори (раса драконоидных небожителей, породивших первую и самую могущественную расу демонов) были высотой с гору. По человеческим меркам существо такого размера было бы ужасающим. В результате офанимы, вероятно, тоже размером с гору.

По-видимому, офанимы приравниваются к “престолам” (Thrones) в христианстве. Вероятно, они предназначены для существования в пределах Небес и вокруг Престола Божьего. (Иезекииль 1:15-21). Никогда не упоминается, есть ли у них крылья.

Архангелы[]

Арха́нгел (греч. αρχι- — «главный, старший» и άγγελος — «вестник, посланец») — в христианских представлениях старший ангел. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.

По классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). По другой, более древней классификации — в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) — существует семь Архангелов:

  • Михаил — главный Архангел,
  • Гавриил — страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям.
  • Рафаил — поставленный над духами людей,
  • Уриил — властвующий над небесными светилами,
  • Рагуил — подвергающий наказаниям мир светил,
  • Сариил — начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех,
  • Ремиил — поставленный над душами, восходящих к Богу.

Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.

Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В Книге Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва(† 1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие четьи-минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середины XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit». (Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.)  Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена — из откровения Амадея Португальского. Первое имя — Варахиил — встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов» (между II и VIII/IX вв.) — 14, 17 глава: «Бараки*эл (Варахиил), который управляет молнией», а имя Иегудиил не встречается вообще нигде, кроме откровения Амадея.

Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно неканоничной книге Библии, Третьей книге Ездры, Селафиил и Уриил являются только ангелами, и никак не архангелами или херувимами или серафимами.

В Православной церкви можно наблюдать изображения следующих Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшего за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившего как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Кто такие ангелы и архангелы — персонажи из христианской мифологии

В православии архангелы носят имена, и они известны большинству верующих. Их восемь, и каждый из них выполняет свои функции. У каждого архангела имеется свой круг обязательств перед Богом, и он прилежно выполняет их. Об именах ангелов известно немного. Принято считать, что узнать имя ангела можно по дате рождения.

7 лучей

Архангел Михаил является главным среди всех архангелов. Его должность — Архистратиг, что означает некий военный статус небесного покровителя. Это архангел-воин, который всегда готов поучаствовать в сражении против сил тьмы. На иконах он попирает ногами дьявола, держа в одной руке копье с белой хоругвью или пламенеющий меч, а в другой — зеленую финиковую ветвь.

Архангел Гавриил является вещателем о великих деяниях Господа. Он является людям только для того, чтобы оповестить их о велениях Бога. Именно он явился Пресвятой Деве для того, чтобы принести ей радостную новость. Этого архангела изображают с райской ветвью или зажженным фонарем в руке.

Архангел Рафаил — целитель и покровитель врачевателей и лекарей. Он изображается в соответствующем ключе — с сосудом целительной субстанции. На иконах можно увидеть и иллюстрации к жизнеописанию Рафаила, например, исцеление сына Товия.

Архангел Уриил — просветитель и носитель Божьей мудрости. Он является людям для того, чтобы подарить им знания. Уриил подобен огню, который воспламеняет в людских сердцах любовь к Богу. Его изображают с мечом в одной руке и с пламенем во второй.

Архангел Салафиил — божий молитвенник, покровитель молящихся, который передает услышанные молитвы Богу. Его принято изображать в молитвенной позе. Ее полагается повторять всем верующим во время молитвы.

Архангел Иегудиил является покровителем монахов и людей, которые трудятся ради славы Божьей. Его изображение олицетворяет награды для праведников и наказание для грешников. Иегудиил изображается с золотой короной в одной руке и плетью в другой.

Архангел Варахиил является подателем благословений и наград от Бога людям. Он являлся святым для того, чтобы они могли получить то, что заслужили. Варахиил всегда изображается с розами — либо в руках, либо на одеждах.

Архангел Иеремиил является проводником заблудших душ обратно к Богу. Он же является судьей грешных душ. Иеремиил на иконах изображается с весами в руках. На одной их чаше — благие деяния людей, на второй — грехи.

Следует знать, что изображения ангелов и архангелов на иконах не передают их истинного внешнего облика. Все небесные покровители бесплотны, а иконографические изображения передают идею, общий смысл и род занятий конкретного представителя. Существует определенный символизм в изображениях приближенных к людям небесных сил.

Все ангелы и архангелы являются людям в виде прекрасных юношей. Такими передают их и иконы. Кроме этого, молодость и красота — символ совершенства бесплотного существа. Иногда представителей высших сил изображают с третьим глазом на лбу, что символизирует всевидение. Золотые ленты в волосах символизируют послушность Богу, а крылья — быстроту и способность проникнуть в любое место

Посох в руках небесной сущности означает посланничество Богом для выполнения важной миссии

Нередко посланники Бога изображаются с зерцалом в руках. Это сфера с крестом или аббревиатурой имени Спасителя. Зерцало означает дар предвидеть будущее, которым Бог наделил своего помощника.

В целом эти небесные существа крайне близки человеку. Однако они имеют серьезные отличия между собой как по выполняемым обязательствам перед Богом, так и по иерархии в небесной канцелярии.

7 имен архангелов и их предназначение

В Библии описываются все наставники ангелов

Там подробно расписывается их облик, подвиги и важность, которую они несут для человека

Гавриил

Его имя повествует о силе и крепости Господней. Он назначен Всевышним для провозглашения своих великих Тайн. Дела архангела Гавриила упоминаются в:

  • Книге пророка Даниила;
  • Ветхом Завете.

Ведь именно этот богослужитель оповестит о грядущем приходе Иисуса Христа. Также Гавриил принес благую весть о рождении личностей, которые повлияли на историю христианской церкви. Например, заслужили появления архангела благочестивые Анна и Иоаким, которые были родителями Божьей Матери. И сама Пресвятая Богородица сподобилась увидеть Гавриила, который явился с благой вестью, сообщить ей, что она станет матерью сына Божия.

Неоднократно иконописцы изображали архангела с зеленой ветвью в руке. Согласно христианским поверьям, этот атрибут является символом радостной вести. Реже его малюют с фонарем или зеркалом. Люди православной веры поминают архангела Гавриила 26 июля или на следующий день после Благовещения.

Уриил

Это еврейское имя, которое в переводе означает «Свет Божий». В Библии его считали просветителем заблудших душ. В Книге Ездры пишется, что он оповестил пророка о надвигающемся пришествии Спасителя. Молясь ему, человек очищает разум от греховных мыслей и становится на путь истинный. Архангел Уриил способен озарить верующим ум и посеять в душу истину.

Иегудиил

Этот архангел является небесным покровителем всех монахов, а его имя означает «славящий Бога». Его назначение – помощь праведным людям, которые посвятили свою жизнь служению Господу и тем, кто начинает свой день именем Всевышнего на устах. Согласно учению православной церкви, именно архангел Иегудиил оказал помощь израильскому народу во время тяжелого 40-летнего пересечения пустыни.

В Книге Исход, которая является вторым писанием из Ветхого Завета, описывается благодетель покровителя. Он оттеснил гонителей, когда евреи покидали территорию Египта. На иконах Иегудиила изображают держащего в руках плеть и золотой венец. Каждый из этих атрибутов имеет дословную расшифровку: венец означает награду праведным христианам, а плеть – кару за грехи.

Иеремиил

Его имя значит возношение к Всевышнему. Задача архангела Иеремиила – внушать добрые мысли и намерения людям, а также отводить ум от бытовых проблем и суеты к Богу. Молитвы к этому небесному покровителю помогут человеку отстраниться от пагубной привычки и принять более собранное состояние. Об Иеремииле упоминается в Книге Ездры. Для молебна в церковь необходимо обращаться с чистым сердцем, лишенным обид и зла.

Селафиил

«Молитвенник Божий» – так в переводе с иврита означает имя архангела. Он является главным небожителем, который для оказания помощи выбирает молитву. Селафиил неустанно молится за каждого человека, прося у Всевышнего спасения и здоровья. В Книге бытия подробно описывается благие помыслы архангела, относительно египтянки Агари, которая в период бездетности смогла родить Аврааму сына Измаила. Он престал перед ней в пустыни, а его молитвы, направленные к Богу смогли спасти ее и желаемое дитя. Иконописцы пишут его в молитвенной позе с руками, собранными на груди.

Рафаил

По библейским канонам архангел Рафаил – это Божий врач или целитель болезней человека. В переводе с иврита его имя означает излечение от недугов. На иконах его пишут с сосудом, где содержатся целительное зелье. В Книге Товита деяниям Рафаила отведено особое значение. Там описывается, как архангел смог оказать содействие благочестивому Товии, когда тот столкнулся со сложной жизненной ситуацией. Обращаясь с молитвой к небесному покровителю необходимо неустанно следовать его заповедям, тогда он поможет исцелиться от болезней тела и души.

Варахиил

С греческого языка имя этого богослужителя переводится как «благословение Божие». Он является приближенным помощником Господа, который приставлен, чтобы доносить до людей благословение на выполнение добрых дел.  Его функция – помогать набожным сохранить свою семью, желать духовного здравия и спасения непорочности души.

На иконах Варахиил запечатлен в изобилии белых кустов роз. Именно они считаются знаком Божьей благодати. Перед тем как взяться за мольбу этому покровителю следует испытать свою совесть и оценить ее на духовность побуждений.

Иерархия ангелов у разных религий

Небесные пастыри в мировых религиях не имеют разительного отличия от христианских канонов. Более того, многие из них имеют практически единое происхождение в иудаизме, в Исламе, учении Каббалы, православии. Существование высших существ от Абсолютного бога признают даже буддисты.

У иудеев виды ангелов отсутствуют, существуют только семь высших посланников с известными именами трех – Михаэль, Гавриэль, Рафаэль. Эти три служителя ведут и оберегают избранный народ с начала его возникновения. Однако неканоническая Книга Еноха содержит имена еще четырех – Ориеля, Сариеля, Регуэля, Иерахмиеля, и упоминание о 200 безымянных ангелах. В ней рассказывается о том, как небесные сыны сошли на землю и родили от земных женщин полу-ангелов нефилимов исполинского роста. За что были наказаны изгнанием.

Ангельская система Каббалы насчитывает до 50 миллионов представителей, у каждого из которых есть свое имя. Такие небесные силы сложились в 10 ангельских войск под предводительством Метатрона-абсолютного.

Сверх-ангелов в Исламе – одиннадцать. Их имена схожи с общеизвестными именами высших созданий других вер. Каждый выполняет свою функцию, защищая, обучая, проводя людей по бытию. Кроме того, 8 сильнейших ангелов держат престол Аллаха, а многочисленные ангелы-служители 8-ми сфер обеспечивают порядок в царстве людей.

Каноническая классификация архангелов и ангелов по христианскому вероучению включает хранителей по числу людей, 7 архангелов над ними, посланников Начал, Власти, Силы, Господства, Престолов, Херувимов и самых наивысших Серафимов. Имена простых и более высоких небесных служителей не так распространены, но архангельским лицам в Библии отведено много места. Ведь именно они напрямую стоят за человечество.

Видение пророка Исаии

В данной книге Ветхого Завета не упоминаются имена ангелов, находившихся в окружении у престола Господня, но названы некоторые чины этих существ. Также в трудах некоторых богословов говорится о том, что существует всего три ангельских чина, каждый из них имеет три разновидности. Среди этих видов неземных существ можно назвать такие, как престолы, ангелы, архангелы, силы, власти и так далее. Каждая из таких групп имеет свое индивидуальное назначение. В откровении пророка сказано о том, что архангелы, находящиеся ближе всего к престолу Господню, непрерывно восхваляют Его имя.

Литературное творение древнего святого примечательно также тем, что в нем раскрывается причина создания Богом человека и других телесных и бестелесных существ. Всевышний сотворил Вселенную и все, что в ней находится, от переизбытка любви. Ему необходимо было посылать на кого-то свою благодать. Поэтому Он сотворил Вселенную, Землю и в конце концов человека.

Перед тем как создать нашу планету, Творец сказал: «Да, будет небо!», и оно появилось. Некоторые богословы говорят о том, что это место из Ветхого Завета нужно понимать таким образом, что Создатель сотворил невидимый мир перед тем, как сделать все, что мы можем ощутить своими органами чувств. Это и обозначено в священном писании словом «небо». К невидимым сущностям можно причислить и ангелов, чьи имена почти не упоминаются в Библии, кроме нескольких, принадлежащих к высшей ступени иерархии.

Так, в православии почитают девять архангелов. О четырех из них есть упоминания в книгах Ветхого и Нового Заветов, об остальных можно узнать только из священного предания православной церкви. Наиболее известные из них — Михаил и Гавриил. Первый из названных является архистратигом, то есть главнокомандующим всего небесного войска. По этой причине часто встречающийся в Интернете вопрос о том, как узнать имя ангела по дате рождения, является не вполне оправданным, так как в священных книгах эти имена не названы. Однако в России под данным понятием принято подразумевать нечто другое, а именно — святого небесного покровителя. Данному явлению будут посвящены и несколько глав данной статьи. Сейчас же стоит рассмотреть вопрос о том, для чего Господь создал мир невидимый, в том числе и ангельский.

Иерархия посланников Божьих

О существовании ангелов знают все миряне, верующие в Бога. Помощники Всевышнего упоминаются в Святом Писании, которое ранжирует их согласно строгой иерархии:

  1. Серафимы. Наивысший чин, престольный. Они стоят у Божьего престола, пламенея от великой любви к Создателю и неся это чувство другим ангелам.
  2. Херувимы. Являются обладателями великой премудрости и ее верными хранителями. Небесные посланники призваны делиться своей мудростью с низшими ликами.
  3. Престолы. На них восседает Сам Господь Бог. Цель этого чина – делиться славой Божьей с остальными иерархиями.
  4. Господства. Символизируют власть Всевышнего. Они верховенствуют над более низкими ликами, управляя ими. Помогают мирянам выбрать правильный путь, учат смирению.
  5. Власти. Это воины, стоящие на защите от дьявольских сил. Их предназначение – оберегать человека от соблазнов, укрепляя его духовную веру.
  6. Силы. Отличаются могуществом и являются проводником Божественной силы. Через них Господь посылает людям знаки, дарует им чудо.
  7. Начала. Их задача – покровительствовать странам и народам, защищать их от дьявольских козней, помогать в трудные минуты.
  8. Архангелы. Защитники райских врат, авангарды ангельского воинства, победители Сатаны. Они несут благую весть пророкам, помогают встать на путь истинный.
  9. Ангелы. Занимают самую низкую ступень иерархии. Святое Писание называет их посредниками между Создателем и человеком.

Ангелы и Архангелы несут вести из Божественного мира

Ангелы — хранители

Каждого человека бережет и опекает персональный ангел-хранитель. С первого крика и до последнего вздоха небесный помощник остается рядом, готовый откликнуться на молитву или зов. Среди представителей божьего воинства ангелы-хранители находятся ближе всех к людям. Поэтому на них ложится самый тяжкий груз грехов человеческих. Все черные помыслы и грязные дела подопечного известны ангелу. Он беспрестанно оплакивает гибнущую душу и молится о ее спасении.

Святые отцы наставляют помнить, что ангелы-хранители являются близкими и верными друзьями для верующих, их проводниками к Богу. Нужно осознавать постоянное присутствие незримого покровителя, мысленно разговаривать и советоваться с ним. Это не только укрепляет веру, но и позволяет не поддаваться искушению, совершать глубокую молитву, обретать душевный мир, находить ответы на мучающие вопросы. Ангелы — хранители порой защищают целые народы и церкви. Например, архангел Михаил сначала покровительствовал народу еврейскому. Только через некоторое время он стал хранителем христианской церкви. Об этом написано во многих источниках.

Первый лик

Серафимы

Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;

Упоминание: Ис 6

:2

Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.

Херувимы

Перевод: Ивр.

керубим — умы, распространители познания и мудрости;

Упоминание: Исх25:18–20;37:7–9 и др.; Евр9:5 Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.

Престолы

Упоминание: Иез1:18; Кол1:16

Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.

Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Архангел Разиэль

Согласно этимологии его имени в иудейской религии, Разиэль означает «хранитель тайн» и «тайна Бога». Это сущность, которая хранит и защищает знания и секреты как людей, так и Бога.

По мнению некоторых историков, Разиэль начинал как херувим, но из-за уровня своих обязанностей и работы он вырос как архангел. Точно так же он изображен с синими крыльями и мантией, а также с золотой аурой.

Архангел Рафаил

Наряду с архангелами Гавриилом и Михаилом Рафаил является третьим лицом, которое является частью самых важных покровителей христианской религии. В Священном Писании Рафаэль представлен как «исцеление от Бога» или как духовная личность, способная исцелить любую болезнь.

Его силы можно увидеть, например, в отрывке Тобиаса; Рафаэль — это тот, кто сопровождает молодого человека во время путешествия, чтобы уберечь его невесту Сару от злых намерений демона Асмодеуса. Благодаря этому его также считают защитником ухаживаний и отношений.

Согласно исламу, Рафаэль будет отвечать за объявление даты Страшного суда и описан как ангел в человеческом обличье с рыбой в одной из рук и в одежде паломника.

Ангельская иерархия в оккультизме

Английский оккультист Френсис Баррет в книге «Маг, или Полная система оккультной философии», Глава XIX, стр. 112 (1801 год), испытавшей сильное влияние «Оккультной философии» Агриппы, и «Гептамерона» Пьетро дАбано и являющейся по сути компиляцией более ранних оккультных и мистических трудов, увеличил количество ангельских чинов до тринадцати, добавив три позиции из классификации христианских ликов святости:

  • серафимы (англ. Seraphim), херувимы (англ. Cherubim), престолы (англ. Thrones)
  • господства (англ. Dominations), силы (англ. Powers), власти (англ. Virtues)
  • начала (англ. Principalities), архангелы (англ. Archangels), ангелы (англ. Angels)
  • непорочные (англ. Innocents), мученики (англ. Martyrs), исповедники (англ. Confessors)

Согласно христианской каббале в интерпретации Герметического Ордена Золотой Зари, существует десять архангелов, каждый из них — командир одного из десяти хоров ангельских и соответствуют одной из сфирот Древа Жизни. Эта иерархия — переосмысление собственно иудаистических классификаций:

Ранг

Ангельский хор (наименования во мн.ч.)

перевод названия

Архангел — глава

Сфира

1

хайот-ха-кодеш

«святые животные»

Метатрон

Кетер

2

офаним

«колёса»

Разиэль

Хохма

3

эрелим

«бесстрашные»

Цафкиэль

Бина

4

хашмалим

«сияющие, янтарные»

Цадкиэль

Хесед

5

серафим

«пылающие»

Хамаэль

Гевура

6

малахим

«вестники, ангелы»

Рафаэль

Тиферет

7

элохим

«благочестивые существа»

Уриэль

Нецах

8

бене элохим

«сыны благочестивых существ»

Михаэль

Ход

9

керувим

Габриэль

Йесод

10

ишим

«люди» (человекоподобные существа, фонетически похоже на огонь)

Сандальфон

Малхут

Девять ангельских чинов. Кому о чём молиться?

В Православии принято считать, что чинов ангелов девять. Расскажу, кто за что отвечает, и к какому чину в каких случаях логично обратиться.

Серафимы по краям и херувим посередине

Серафимы

Имя с еврейского переводится «огненный», «пылающий». Правильней было бы назвать их «серафы», потому что «-им» — это окончание множественного числа. Но так уж русский язык заимствовал.

У них шесть крыльев, на двух они парят в воздухе, а остальными прикрывают себя, чтобы не обжечься. Настолько они находятся близко к Богу — ближе всех. Они пылают любовью к Творцу и непрестанно возносят хвалу Его святости. Также их назначение в том, чтобы воплощать на земле цели Господа. Есть мнение, что другие ангелы не могут смотреть на серафимов.

Херувимы

Также вернее их назвать «херувы». Есть несколько версий, как можно перевести это слово с еврейского. 1) «благослОвящий» 2) «множество разума, великое знание». Этот вариант наиболее популярен среди православных богословов. 3) «подобный цветущей юности». Возможно, поэтому, в эпоху Возрождения их изображали, как младенцев. Скорей всего, корни просто похожи по звучанию.

По словам Дионисия Ареопагита, они «сияют светом богопознания». Поэтому их называют ещё «многоочитыми» (многоглазыми) и так рисуют.

Ещё их называют «песнословящими духами». Именно херувим с мечом был поставлен у ворот Эдемского сада, чтобы охранять Древо вечной жизни и не впускать в рай людей. Именно херувимов Господь указал сделать Моисею с двух сторон от крышки Ковчега Завета. В Ветхом Завете минимум 5 раз упоминается, что Господь «восседает на херувимах».

В первой граве пророка Иезекииля есть подробное описание херувимов, как он их увидел:

Престолы

Или «троны». Они вместе с серафимами и херувимами входят в первую степень (сферу) близости к Богу. Они сами являются живым троном, живым престолом для Творца. И исполнены Его величества. Их задача также в том, чтобы передавать величие Бога сердцам людей.

Вторая степень включает три чина — Господства, Силы и Власти.

Господства

Их задача восхищаться Промыслом Божиим, они следят за порядком во Вселенной, за её «хозяйством». Учат и подвигают людей заботиться о спасении своей души и господствовать над страстями.

Силы

Силам открыта высочайшая цель и глубина Чудес Божиих. Если господства следят за соблюдением физических законов вселенной, то силы восхищаются, как Бог «побеждает естества чин», то есть делает невозможное. «Ты есть Бог, творящий чудеса!» — поют они.

Власти

Постоянное ощущение всемогущества Божия и созерцание Его Божественной власти — вот удел этого ангельского чина. Они и сами преисполнены власти, поэтому обращает демонов в бегство, в ад. К ним лучше всего молиться о тех, кто страдает от власти дьявола, например, от уныния, примерно так:

Начала, архангелы и ангелы — чины, входящие в третью степень.

Начала

Христианский философов Афинагор (2 век) пишет:

Ангелы-начала управляют стихиями и направляют их по воле Бога. Они дают разумное направление неразумной стихии. Например, богохульника может поразить молния.

Святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе описывает, как он видел ангела водного, ангела грома, ангела огня и четырёх ангелов, которые держали ветры, чтобы они не дули на Землю.

Ангелы-начала отвечают за целые народы и государства. Возможно, из начал выделяется ангел-хранитель при освящении жилища.

Архангелы

Архангелы – это небесные учителя. Они знаю волю Божию о человеке и помогают выбрать правильный жизненный путь. Нам даже известны имена восьми архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиила.

Ангелы

Продолжают дело архангелов. Они — самые близкие нам существа. Каждому человеку при крещении даётся ангел-хранитель. Никто на земле не любит нас так, как он. Он нас оберегает и наставляет. Приводит нам на память добрые воспоминания, кладёт в ум добрые мысли, а на сердце — благие чувства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знаки судьбы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: