Иерархия
Фото: Pravmir.ru
Святой Дионисий Ареопагит в трактате «О Небесной иерархии» изложил устройство мира ангелов, фактически, заложив основы ангелологии. Он выделяет 9 ангельских чинов (три лика), наименования которых упоминаются в Священном Писании (Кол. 1:16; Еф.1:21; Рим. 8:38; 1Пет. 3:22; Дан. 8:16 и др.). Каждый из чинов имеет собственное наименование и назначение в мироустройстве.
Чин | Описание | Празднование | В Св. Писании | |
1 | Серафимы | В переводе «пламенеющие», побуждают к любви к Богу; (изобр. шестикрылыми). | 8/21 ноября | Ис.6:2, 6 |
2 | Херувимы | «Многое разумение», чрез них ниспосылается просвещение; (изобр. четырёхкрылыми). | Евр. 9:5 | |
3 | Престолы | Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие; (изобр. в виде колёс со множеством глаз на ободьях). | Кол. 1:16 | |
4 | Власти | Укрощают власть бесовскую, отражают искушения. | Кол. 1:16 | |
5 | Господства | Ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям. | Кол. 1:16 | |
6 | Силы | Укрепляют людей, дают благодать чудотворений угодникам Божиим | Еф. 1:21 | |
7 | Начала | Управляют вселенной, законами природы; охраняют народы, страны. | Кол. 1:16 | |
8 | Архангелы | Являются проводниками откровения Божия (подробнее см. таблицу ниже). | 1Фес.4:16; | |
9 | Ангелы | Приставлены для хранения каждого христианина. | Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49; 18:10 |
Ангелы в магии
Обращение к ангелам присутствуют в различных магических ритуалах. Так, Малый ритуал Пентаграммы включает в себя воззвания к ангелам четырех стихий: Рафаэлю (Воздух), Габриэлю (Вода, Михаэлю (Огонь) и Уриэлю (Земля). Также к ангелам обращаются в операциях Планетарной магии, где Сатурну соответствует Кассиэль, Юпитеру — Цадкиэль, Марсу — Замаэль или Самаэль, Солнцу — Михаэль, Венере — Анаэль или Ханиэль, Меркурию — Рафаэль, Луне — Габриэль. Планетарные ангелы могут призываться для зарядки талисманов. Помимо ангелов к каждой планете относится также свой хор ангелов. Это сомн духов, исполняющих определенные функции, но не имеющих личных имен. Хотя имена планетарных, стихийных, а также ангелов десяти сефирот в каббале могут совпадать, их природа и функции подчас различны.
Система Енохианской магии, также называемой «ангельской магией», была создана на основе духовидческих ангельских откровений и, во многом построена, на обращении к ангелам.
Обращения к ангелам содержатся в различных гримуарах. В гримуарах Соломоновой магии ангелы рассматриваются как руководящее начало, стоящее над иерархией демонов. Концепция ангелов, управляющих демонами, в иудейско-христианской традиции восходит к библейской «Книге Товита» (II в. до н. э.), в которой встречается сюжет, где ангел Рафаэль даёт указание Товию, как изгнать демона Асмодея: для этого предлагается сжечь печень и сердце рыбы.
«Посвященная инвокации ангелов 11-я глава «Гигромантии» определенно является краеугольной частью ритуала, тем более что ангелы нужны магу в качестве опоры для последующего контроля соответствующего демона
Принимая во внимание данную функцию ангелов, в современной литературе их называют «удерживающими ангелами». Однако преследующее данную цель вступительное заклинание для призыва ангелов имеет долгую историю в качестве традиционного магического метода
Оно встречается в «Завещании Соломона», в большинстве сохранившихся рукописей «Гигромантии», а также в вернакулярных гримуарах (например, в ). <…> в тексте I-II вв. н. э. «Завещание Соломона» перечислены ангелы, которые являются удерживающими: в тексте они определены именно таким образом. Из 60 упоминаемых там имен демонов по крайней мере половине сопутствует также имя ангела, который опутывает или принуждает определенного демона» .
Предполагается, что маг сначала заклинает ангела именем Бога, который, в свою очередь, подчиняет демона воле мага, который затем совершает магическую операцию. Считается, что маг, таким образом, вбирает себя божественную энергию и действует ее силой. «Малый ключ Соломона»» в версии доктора Радда, предписывается сигил и имя ангела помещать на обратную сторону сигила демона. В этом гримуаре также рекомендуется изготовить сосуд, в который можно заключить 72 духа «Гоэтии», на горлышке которого помещается печать Соломона, а также имена (на иврите) 72 удерживающих ангелов, каждый из которых соответствует одному из 72 демонов.
В магии Телемы Алистера Кроули одной из главных задач считается Познание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем, которое отождествляется с достижением сефиры Тиферет и познанием Истинной Воли.
Архангелы четырех стихий |
|
Архангелы семи планет |
|
Архангелы десяти сефирот |
|
Ангелы десяти сефирот |
|
Ангельская иерархия Дионисия Ареопагита |
|
Что нужно делать в День ангела
В этот день принято молиться тому святому, в честь которого назван человек. В идеале лучше всего посетить церковь, тем более что во время службы в эту дату, как правило, упоминают вашего небесного покровителя. Можно также, кроме молитвы угоднику, читать дома специальную церковную песнь, посвященную жизни и подвигам святого, которая называется акафистом.
Однако стоит помнить о том, что поклоняться можно одному только Господу Богу, так как лишь Он имеет власть над всем миром. Святые небесные покровители только служат Ему в деле спасения людей.
Дни ангела по именам — это та дата, когда человек должен в молитвах прославлять своего заступника, а также обращаться к нему за помощью в духовных вопросах. То есть христианин в этот день, как правило, молится о заступничестве своему небесному покровителю, который находится в Царстве Небесном и в непосредственной близости от Господа Бога. Однако стоит помнить, что прошения и похвалы можно обращать не только к тем праведникам, в день которых вы родились, но и ко всем другим, так как святые одинаково угодны Творцу.
Многие пользователи Интернета на различных форумах задают вопросы о Днях ангелов женских имен. Обычно православные священники комментируют их следующим образом. Для ангелов женских имен нет особого правила. Их определяют точно так же, как и в случае с мужчинами. То есть почитается небесным покровителем та святая, которая носит ваше имя и прославляется в День рождения. Если же в церковном календаре не обнаружено ангела-хранителя по дате рождения, то таким заступником считается та святая, память которой воспевается в ближайшую дату и которая носит ваше имя.
Офаним (Ophanim)
Они описываются как, возможно, самые странные ангелы в библейских историях. Они принадлежат к той же иерархии, что и Серафимы.
Причина, по которой их называют офанимами, заключается в том, что на древнееврейском языке слово офаним означало колеса. В других верованиях офанимы также описываются как сферы или вихри. Или опять же те самые колеса, которые были прикреплены к колеснице Бога.
О них не так много информации. Когда Иезекииль заявил, что видел их, он был напуган их размером и ростом. Судя по книге Еноха, в которой говорится, что Григори (раса драконоидных небожителей, породивших первую и самую могущественную расу демонов) были высотой с гору. По человеческим меркам существо такого размера было бы ужасающим. В результате офанимы, вероятно, тоже размером с гору.
По-видимому, офанимы приравниваются к “престолам” (Thrones) в христианстве. Вероятно, они предназначены для существования в пределах Небес и вокруг Престола Божьего. (Иезекииль 1:15-21). Никогда не упоминается, есть ли у них крылья.
Архангелы[]
Арха́нгел (греч. αρχι- — «главный, старший» и άγγελος — «вестник, посланец») — в христианских представлениях старший ангел. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.
По классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). По другой, более древней классификации — в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) — существует семь Архангелов:
- Михаил — главный Архангел,
- Гавриил — страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям.
- Рафаил — поставленный над духами людей,
- Уриил — властвующий над небесными светилами,
- Рагуил — подвергающий наказаниям мир светил,
- Сариил — начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех,
- Ремиил — поставленный над душами, восходящих к Богу.
Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.
Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В Книге Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва(† 1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие четьи-минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середины XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit». (Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.) Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена — из откровения Амадея Португальского. Первое имя — Варахиил — встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов» (между II и VIII/IX вв.) — 14, 17 глава: «Бараки*эл (Варахиил), который управляет молнией», а имя Иегудиил не встречается вообще нигде, кроме откровения Амадея.
Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно неканоничной книге Библии, Третьей книге Ездры, Селафиил и Уриил являются только ангелами, и никак не архангелами или херувимами или серафимами.
В Православной церкви можно наблюдать изображения следующих Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.
Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшего за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившего как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
Кто такие ангелы и архангелы — персонажи из христианской мифологии
В православии архангелы носят имена, и они известны большинству верующих. Их восемь, и каждый из них выполняет свои функции. У каждого архангела имеется свой круг обязательств перед Богом, и он прилежно выполняет их. Об именах ангелов известно немного. Принято считать, что узнать имя ангела можно по дате рождения.
7 лучей
Архангел Михаил является главным среди всех архангелов. Его должность — Архистратиг, что означает некий военный статус небесного покровителя. Это архангел-воин, который всегда готов поучаствовать в сражении против сил тьмы. На иконах он попирает ногами дьявола, держа в одной руке копье с белой хоругвью или пламенеющий меч, а в другой — зеленую финиковую ветвь.
Архангел Гавриил является вещателем о великих деяниях Господа. Он является людям только для того, чтобы оповестить их о велениях Бога. Именно он явился Пресвятой Деве для того, чтобы принести ей радостную новость. Этого архангела изображают с райской ветвью или зажженным фонарем в руке.
Архангел Рафаил — целитель и покровитель врачевателей и лекарей. Он изображается в соответствующем ключе — с сосудом целительной субстанции. На иконах можно увидеть и иллюстрации к жизнеописанию Рафаила, например, исцеление сына Товия.
Архангел Уриил — просветитель и носитель Божьей мудрости. Он является людям для того, чтобы подарить им знания. Уриил подобен огню, который воспламеняет в людских сердцах любовь к Богу. Его изображают с мечом в одной руке и с пламенем во второй.
Архангел Салафиил — божий молитвенник, покровитель молящихся, который передает услышанные молитвы Богу. Его принято изображать в молитвенной позе. Ее полагается повторять всем верующим во время молитвы.
Архангел Иегудиил является покровителем монахов и людей, которые трудятся ради славы Божьей. Его изображение олицетворяет награды для праведников и наказание для грешников. Иегудиил изображается с золотой короной в одной руке и плетью в другой.
Архангел Варахиил является подателем благословений и наград от Бога людям. Он являлся святым для того, чтобы они могли получить то, что заслужили. Варахиил всегда изображается с розами — либо в руках, либо на одеждах.
Архангел Иеремиил является проводником заблудших душ обратно к Богу. Он же является судьей грешных душ. Иеремиил на иконах изображается с весами в руках. На одной их чаше — благие деяния людей, на второй — грехи.
Следует знать, что изображения ангелов и архангелов на иконах не передают их истинного внешнего облика. Все небесные покровители бесплотны, а иконографические изображения передают идею, общий смысл и род занятий конкретного представителя. Существует определенный символизм в изображениях приближенных к людям небесных сил.
Все ангелы и архангелы являются людям в виде прекрасных юношей. Такими передают их и иконы. Кроме этого, молодость и красота — символ совершенства бесплотного существа. Иногда представителей высших сил изображают с третьим глазом на лбу, что символизирует всевидение. Золотые ленты в волосах символизируют послушность Богу, а крылья — быстроту и способность проникнуть в любое место
Посох в руках небесной сущности означает посланничество Богом для выполнения важной миссии
Нередко посланники Бога изображаются с зерцалом в руках. Это сфера с крестом или аббревиатурой имени Спасителя. Зерцало означает дар предвидеть будущее, которым Бог наделил своего помощника.
В целом эти небесные существа крайне близки человеку. Однако они имеют серьезные отличия между собой как по выполняемым обязательствам перед Богом, так и по иерархии в небесной канцелярии.
7 имен архангелов и их предназначение
В Библии описываются все наставники ангелов
Там подробно расписывается их облик, подвиги и важность, которую они несут для человека
Гавриил
Его имя повествует о силе и крепости Господней. Он назначен Всевышним для провозглашения своих великих Тайн. Дела архангела Гавриила упоминаются в:
- Книге пророка Даниила;
- Ветхом Завете.
Ведь именно этот богослужитель оповестит о грядущем приходе Иисуса Христа. Также Гавриил принес благую весть о рождении личностей, которые повлияли на историю христианской церкви. Например, заслужили появления архангела благочестивые Анна и Иоаким, которые были родителями Божьей Матери. И сама Пресвятая Богородица сподобилась увидеть Гавриила, который явился с благой вестью, сообщить ей, что она станет матерью сына Божия.
Неоднократно иконописцы изображали архангела с зеленой ветвью в руке. Согласно христианским поверьям, этот атрибут является символом радостной вести. Реже его малюют с фонарем или зеркалом. Люди православной веры поминают архангела Гавриила 26 июля или на следующий день после Благовещения.
Уриил
Это еврейское имя, которое в переводе означает «Свет Божий». В Библии его считали просветителем заблудших душ. В Книге Ездры пишется, что он оповестил пророка о надвигающемся пришествии Спасителя. Молясь ему, человек очищает разум от греховных мыслей и становится на путь истинный. Архангел Уриил способен озарить верующим ум и посеять в душу истину.
Иегудиил
Этот архангел является небесным покровителем всех монахов, а его имя означает «славящий Бога». Его назначение – помощь праведным людям, которые посвятили свою жизнь служению Господу и тем, кто начинает свой день именем Всевышнего на устах. Согласно учению православной церкви, именно архангел Иегудиил оказал помощь израильскому народу во время тяжелого 40-летнего пересечения пустыни.
В Книге Исход, которая является вторым писанием из Ветхого Завета, описывается благодетель покровителя. Он оттеснил гонителей, когда евреи покидали территорию Египта. На иконах Иегудиила изображают держащего в руках плеть и золотой венец. Каждый из этих атрибутов имеет дословную расшифровку: венец означает награду праведным христианам, а плеть – кару за грехи.
Иеремиил
Его имя значит возношение к Всевышнему. Задача архангела Иеремиила – внушать добрые мысли и намерения людям, а также отводить ум от бытовых проблем и суеты к Богу. Молитвы к этому небесному покровителю помогут человеку отстраниться от пагубной привычки и принять более собранное состояние. Об Иеремииле упоминается в Книге Ездры. Для молебна в церковь необходимо обращаться с чистым сердцем, лишенным обид и зла.
Селафиил
«Молитвенник Божий» – так в переводе с иврита означает имя архангела. Он является главным небожителем, который для оказания помощи выбирает молитву. Селафиил неустанно молится за каждого человека, прося у Всевышнего спасения и здоровья. В Книге бытия подробно описывается благие помыслы архангела, относительно египтянки Агари, которая в период бездетности смогла родить Аврааму сына Измаила. Он престал перед ней в пустыни, а его молитвы, направленные к Богу смогли спасти ее и желаемое дитя. Иконописцы пишут его в молитвенной позе с руками, собранными на груди.
Рафаил
По библейским канонам архангел Рафаил – это Божий врач или целитель болезней человека. В переводе с иврита его имя означает излечение от недугов. На иконах его пишут с сосудом, где содержатся целительное зелье. В Книге Товита деяниям Рафаила отведено особое значение. Там описывается, как архангел смог оказать содействие благочестивому Товии, когда тот столкнулся со сложной жизненной ситуацией. Обращаясь с молитвой к небесному покровителю необходимо неустанно следовать его заповедям, тогда он поможет исцелиться от болезней тела и души.
Варахиил
С греческого языка имя этого богослужителя переводится как «благословение Божие». Он является приближенным помощником Господа, который приставлен, чтобы доносить до людей благословение на выполнение добрых дел. Его функция – помогать набожным сохранить свою семью, желать духовного здравия и спасения непорочности души.
На иконах Варахиил запечатлен в изобилии белых кустов роз. Именно они считаются знаком Божьей благодати. Перед тем как взяться за мольбу этому покровителю следует испытать свою совесть и оценить ее на духовность побуждений.
Иерархия ангелов у разных религий
Небесные пастыри в мировых религиях не имеют разительного отличия от христианских канонов. Более того, многие из них имеют практически единое происхождение в иудаизме, в Исламе, учении Каббалы, православии. Существование высших существ от Абсолютного бога признают даже буддисты.
У иудеев виды ангелов отсутствуют, существуют только семь высших посланников с известными именами трех – Михаэль, Гавриэль, Рафаэль. Эти три служителя ведут и оберегают избранный народ с начала его возникновения. Однако неканоническая Книга Еноха содержит имена еще четырех – Ориеля, Сариеля, Регуэля, Иерахмиеля, и упоминание о 200 безымянных ангелах. В ней рассказывается о том, как небесные сыны сошли на землю и родили от земных женщин полу-ангелов нефилимов исполинского роста. За что были наказаны изгнанием.
Ангельская система Каббалы насчитывает до 50 миллионов представителей, у каждого из которых есть свое имя. Такие небесные силы сложились в 10 ангельских войск под предводительством Метатрона-абсолютного.
Сверх-ангелов в Исламе – одиннадцать. Их имена схожи с общеизвестными именами высших созданий других вер. Каждый выполняет свою функцию, защищая, обучая, проводя людей по бытию. Кроме того, 8 сильнейших ангелов держат престол Аллаха, а многочисленные ангелы-служители 8-ми сфер обеспечивают порядок в царстве людей.
Каноническая классификация архангелов и ангелов по христианскому вероучению включает хранителей по числу людей, 7 архангелов над ними, посланников Начал, Власти, Силы, Господства, Престолов, Херувимов и самых наивысших Серафимов. Имена простых и более высоких небесных служителей не так распространены, но архангельским лицам в Библии отведено много места. Ведь именно они напрямую стоят за человечество.
Видение пророка Исаии
В данной книге Ветхого Завета не упоминаются имена ангелов, находившихся в окружении у престола Господня, но названы некоторые чины этих существ. Также в трудах некоторых богословов говорится о том, что существует всего три ангельских чина, каждый из них имеет три разновидности. Среди этих видов неземных существ можно назвать такие, как престолы, ангелы, архангелы, силы, власти и так далее. Каждая из таких групп имеет свое индивидуальное назначение. В откровении пророка сказано о том, что архангелы, находящиеся ближе всего к престолу Господню, непрерывно восхваляют Его имя.
Литературное творение древнего святого примечательно также тем, что в нем раскрывается причина создания Богом человека и других телесных и бестелесных существ. Всевышний сотворил Вселенную и все, что в ней находится, от переизбытка любви. Ему необходимо было посылать на кого-то свою благодать. Поэтому Он сотворил Вселенную, Землю и в конце концов человека.
Перед тем как создать нашу планету, Творец сказал: «Да, будет небо!», и оно появилось. Некоторые богословы говорят о том, что это место из Ветхого Завета нужно понимать таким образом, что Создатель сотворил невидимый мир перед тем, как сделать все, что мы можем ощутить своими органами чувств. Это и обозначено в священном писании словом «небо». К невидимым сущностям можно причислить и ангелов, чьи имена почти не упоминаются в Библии, кроме нескольких, принадлежащих к высшей ступени иерархии.
Так, в православии почитают девять архангелов. О четырех из них есть упоминания в книгах Ветхого и Нового Заветов, об остальных можно узнать только из священного предания православной церкви. Наиболее известные из них — Михаил и Гавриил. Первый из названных является архистратигом, то есть главнокомандующим всего небесного войска. По этой причине часто встречающийся в Интернете вопрос о том, как узнать имя ангела по дате рождения, является не вполне оправданным, так как в священных книгах эти имена не названы. Однако в России под данным понятием принято подразумевать нечто другое, а именно — святого небесного покровителя. Данному явлению будут посвящены и несколько глав данной статьи. Сейчас же стоит рассмотреть вопрос о том, для чего Господь создал мир невидимый, в том числе и ангельский.
Иерархия посланников Божьих
О существовании ангелов знают все миряне, верующие в Бога. Помощники Всевышнего упоминаются в Святом Писании, которое ранжирует их согласно строгой иерархии:
- Серафимы. Наивысший чин, престольный. Они стоят у Божьего престола, пламенея от великой любви к Создателю и неся это чувство другим ангелам.
- Херувимы. Являются обладателями великой премудрости и ее верными хранителями. Небесные посланники призваны делиться своей мудростью с низшими ликами.
- Престолы. На них восседает Сам Господь Бог. Цель этого чина – делиться славой Божьей с остальными иерархиями.
- Господства. Символизируют власть Всевышнего. Они верховенствуют над более низкими ликами, управляя ими. Помогают мирянам выбрать правильный путь, учат смирению.
- Власти. Это воины, стоящие на защите от дьявольских сил. Их предназначение – оберегать человека от соблазнов, укрепляя его духовную веру.
- Силы. Отличаются могуществом и являются проводником Божественной силы. Через них Господь посылает людям знаки, дарует им чудо.
- Начала. Их задача – покровительствовать странам и народам, защищать их от дьявольских козней, помогать в трудные минуты.
- Архангелы. Защитники райских врат, авангарды ангельского воинства, победители Сатаны. Они несут благую весть пророкам, помогают встать на путь истинный.
- Ангелы. Занимают самую низкую ступень иерархии. Святое Писание называет их посредниками между Создателем и человеком.
Ангелы и Архангелы несут вести из Божественного мира
Ангелы — хранители
Каждого человека бережет и опекает персональный ангел-хранитель. С первого крика и до последнего вздоха небесный помощник остается рядом, готовый откликнуться на молитву или зов. Среди представителей божьего воинства ангелы-хранители находятся ближе всех к людям. Поэтому на них ложится самый тяжкий груз грехов человеческих. Все черные помыслы и грязные дела подопечного известны ангелу. Он беспрестанно оплакивает гибнущую душу и молится о ее спасении.
Святые отцы наставляют помнить, что ангелы-хранители являются близкими и верными друзьями для верующих, их проводниками к Богу. Нужно осознавать постоянное присутствие незримого покровителя, мысленно разговаривать и советоваться с ним. Это не только укрепляет веру, но и позволяет не поддаваться искушению, совершать глубокую молитву, обретать душевный мир, находить ответы на мучающие вопросы. Ангелы — хранители порой защищают целые народы и церкви. Например, архангел Михаил сначала покровительствовал народу еврейскому. Только через некоторое время он стал хранителем христианской церкви. Об этом написано во многих источниках.
Первый лик
Серафимы
Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;
Упоминание: Ис 6
:2
Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.
Херувимы
Перевод: Ивр.
керубим — умы, распространители познания и мудрости;
Упоминание: Исх25:18–20;37:7–9 и др.; Евр9:5 Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.
Престолы
Упоминание: Иез1:18; Кол1:16
Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.
Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».
Архангел Разиэль
Согласно этимологии его имени в иудейской религии, Разиэль означает «хранитель тайн» и «тайна Бога». Это сущность, которая хранит и защищает знания и секреты как людей, так и Бога.
По мнению некоторых историков, Разиэль начинал как херувим, но из-за уровня своих обязанностей и работы он вырос как архангел. Точно так же он изображен с синими крыльями и мантией, а также с золотой аурой.
Архангел Рафаил
Наряду с архангелами Гавриилом и Михаилом Рафаил является третьим лицом, которое является частью самых важных покровителей христианской религии. В Священном Писании Рафаэль представлен как «исцеление от Бога» или как духовная личность, способная исцелить любую болезнь.
Его силы можно увидеть, например, в отрывке Тобиаса; Рафаэль — это тот, кто сопровождает молодого человека во время путешествия, чтобы уберечь его невесту Сару от злых намерений демона Асмодеуса. Благодаря этому его также считают защитником ухаживаний и отношений.
Согласно исламу, Рафаэль будет отвечать за объявление даты Страшного суда и описан как ангел в человеческом обличье с рыбой в одной из рук и в одежде паломника.
Ангельская иерархия в оккультизме
Английский оккультист Френсис Баррет в книге «Маг, или Полная система оккультной философии», Глава XIX, стр. 112 (1801 год), испытавшей сильное влияние «Оккультной философии» Агриппы, и «Гептамерона» Пьетро дАбано и являющейся по сути компиляцией более ранних оккультных и мистических трудов, увеличил количество ангельских чинов до тринадцати, добавив три позиции из классификации христианских ликов святости:
- серафимы (англ. Seraphim), херувимы (англ. Cherubim), престолы (англ. Thrones)
- господства (англ. Dominations), силы (англ. Powers), власти (англ. Virtues)
- начала (англ. Principalities), архангелы (англ. Archangels), ангелы (англ. Angels)
- непорочные (англ. Innocents), мученики (англ. Martyrs), исповедники (англ. Confessors)
Согласно христианской каббале в интерпретации Герметического Ордена Золотой Зари, существует десять архангелов, каждый из них — командир одного из десяти хоров ангельских и соответствуют одной из сфирот Древа Жизни. Эта иерархия — переосмысление собственно иудаистических классификаций:
Ранг |
Ангельский хор (наименования во мн.ч.) |
перевод названия |
Архангел — глава |
Сфира |
1 |
хайот-ха-кодеш |
«святые животные» |
Метатрон |
Кетер |
2 |
офаним |
«колёса» |
Разиэль |
Хохма |
3 |
эрелим |
«бесстрашные» |
Цафкиэль |
Бина |
4 |
хашмалим |
«сияющие, янтарные» |
Цадкиэль |
Хесед |
5 |
серафим |
«пылающие» |
Хамаэль |
Гевура |
6 |
малахим |
«вестники, ангелы» |
Рафаэль |
Тиферет |
7 |
элохим |
«благочестивые существа» |
Уриэль |
Нецах |
8 |
бене элохим |
«сыны благочестивых существ» |
Михаэль |
Ход |
9 |
керувим |
Габриэль |
Йесод |
|
10 |
ишим |
«люди» (человекоподобные существа, фонетически похоже на огонь) |
Сандальфон |
Малхут |
Девять ангельских чинов. Кому о чём молиться?
В Православии принято считать, что чинов ангелов девять. Расскажу, кто за что отвечает, и к какому чину в каких случаях логично обратиться.
Серафимы по краям и херувим посередине
Серафимы
Имя с еврейского переводится «огненный», «пылающий». Правильней было бы назвать их «серафы», потому что «-им» — это окончание множественного числа. Но так уж русский язык заимствовал.
У них шесть крыльев, на двух они парят в воздухе, а остальными прикрывают себя, чтобы не обжечься. Настолько они находятся близко к Богу — ближе всех. Они пылают любовью к Творцу и непрестанно возносят хвалу Его святости. Также их назначение в том, чтобы воплощать на земле цели Господа. Есть мнение, что другие ангелы не могут смотреть на серафимов.
Херувимы
Также вернее их назвать «херувы». Есть несколько версий, как можно перевести это слово с еврейского. 1) «благослОвящий» 2) «множество разума, великое знание». Этот вариант наиболее популярен среди православных богословов. 3) «подобный цветущей юности». Возможно, поэтому, в эпоху Возрождения их изображали, как младенцев. Скорей всего, корни просто похожи по звучанию.
По словам Дионисия Ареопагита, они «сияют светом богопознания». Поэтому их называют ещё «многоочитыми» (многоглазыми) и так рисуют.
Ещё их называют «песнословящими духами». Именно херувим с мечом был поставлен у ворот Эдемского сада, чтобы охранять Древо вечной жизни и не впускать в рай людей. Именно херувимов Господь указал сделать Моисею с двух сторон от крышки Ковчега Завета. В Ветхом Завете минимум 5 раз упоминается, что Господь «восседает на херувимах».
В первой граве пророка Иезекииля есть подробное описание херувимов, как он их увидел:
Престолы
Или «троны». Они вместе с серафимами и херувимами входят в первую степень (сферу) близости к Богу. Они сами являются живым троном, живым престолом для Творца. И исполнены Его величества. Их задача также в том, чтобы передавать величие Бога сердцам людей.
Вторая степень включает три чина — Господства, Силы и Власти.
Господства
Их задача восхищаться Промыслом Божиим, они следят за порядком во Вселенной, за её «хозяйством». Учат и подвигают людей заботиться о спасении своей души и господствовать над страстями.
Силы
Силам открыта высочайшая цель и глубина Чудес Божиих. Если господства следят за соблюдением физических законов вселенной, то силы восхищаются, как Бог «побеждает естества чин», то есть делает невозможное. «Ты есть Бог, творящий чудеса!» — поют они.
Власти
Постоянное ощущение всемогущества Божия и созерцание Его Божественной власти — вот удел этого ангельского чина. Они и сами преисполнены власти, поэтому обращает демонов в бегство, в ад. К ним лучше всего молиться о тех, кто страдает от власти дьявола, например, от уныния, примерно так:
Начала, архангелы и ангелы — чины, входящие в третью степень.
Начала
Христианский философов Афинагор (2 век) пишет:
Ангелы-начала управляют стихиями и направляют их по воле Бога. Они дают разумное направление неразумной стихии. Например, богохульника может поразить молния.
Святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе описывает, как он видел ангела водного, ангела грома, ангела огня и четырёх ангелов, которые держали ветры, чтобы они не дули на Землю.
Ангелы-начала отвечают за целые народы и государства. Возможно, из начал выделяется ангел-хранитель при освящении жилища.
Архангелы
Архангелы – это небесные учителя. Они знаю волю Божию о человеке и помогают выбрать правильный жизненный путь. Нам даже известны имена восьми архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиила.
Ангелы
Продолжают дело архангелов. Они — самые близкие нам существа. Каждому человеку при крещении даётся ангел-хранитель. Никто на земле не любит нас так, как он. Он нас оберегает и наставляет. Приводит нам на память добрые воспоминания, кладёт в ум добрые мысли, а на сердце — благие чувства.