Делаем защитный амулет с Симарглом
Из всего сказанного выше становится понятно, что амулет с Симарглом — это мощная защита для дома и для индивидуального человека от посягательств посторонних. Поэтому предлагаю сделать для себя или близких замечательный подарок — амулет в виде подставки под кружку с изображением Симаргла.
Понадобится
- Выжигательный аппарат
- Заготовка для подставки из фанеры
- Лак по дереву
- Копировальная бумага, обычная бумага для эскиза, карандаш, ножницы
Ход работы
1. Заготовку из фанеры можно приобрести в магазине или выпилить самостоятельно коронкой нужного диаметра.
2. Я набросала эскиз по образу ворот суздальского храма. Перевела изображение через копирку на заготовку.
3. Оформила пирографией при помощи советского выжигателя Узор-1. Орнамент из кружков сделала специальной насадкой китайским выжигателем. .
4. На последнем этапе работу покрываем лаком по дереву.
Навигация по каналу на тему: #молния: история #молния: мастер-классы #молния: полезная информация
Принимайте участие в обсуждении темы. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал
Кому можно носить, в каких ситуациях помогает
Наибольшую силу оберег с символом Рода обретает на взрослом человеке, поскольку только в сознательном возрасте можно постичь свой долг перед близкими. На детях символ будет играть роль простого оберега, защищающего от сглаза и темных сил.
Несмотря на то, что знак считается универсальным, существуют жизненные обстоятельства, в которых амулет способен оказать своему владельцу наибольшую поддержку. Символ рекомендуют носить:
- человеку, находящемуся в поиске своей жизненной цели;
- профессионалу, желающему достичь успеха в работе;
- тому, кто принимается за какой-либо новый проект, пребывает в переломном моменте жизни;
- путешественникам;
- больному, который долгое время не может справиться с недугом.
Важно помнить, что оберег оказывает поддержку только тому, чьи намерения чисты и не имеют злого умысла. Если его наденет человек с неправедной душой и скверными замыслами, сила амулета обернется против него
Для древних славян этот талисман считался символом доброго и честного человека.
Что это за бог?
Существует несколько версий происхождения и предназначения древнерусского языческого божества, известного под именем Семаргл.
Популярна версия, что Семаргл, по верованиям древних славян, – это бог Огня, живущий в одной из трёх частей мира – Яви.
Справка. Явь считается наиболее близкой и понятной человеку частью, она населена людьми, миром животных, птиц и духами: водяными, лешими, домовыми. В Яви также обитают и природные Боги, как, например, Мать – Сыра Земля, Стриборг – Ветер и Семаргл – Огонь.
Помимо мира Яви, есть ещё Навь и Правь, и все три части неразрывно связаны, согласно мифам, с Древом Мира. Мир Нави расположен внизу, у самых корней Древа, мощный ствол проходит через мир Яви, а Правь принимает в себя вершину Мирового Древа.
По древнерусским преданиям, Семаргл – сын великого Сварога, возникший из божественной искры, высеченной Сварогом из алатырь-камня. Огнебог появился на серебристом коне, окружённый мощным сияющим пламенем. После себя всадник на волшебном коне оставлял выжженную землю.
Древнерусский Огнебог Семаргл защищал и оберегал первородный огонь (Инглию) и был вестником между мирами. Бытует поверье, что Семаргл неоднократно приходил на помощь светлым обитателям мира Прави в их сражениях с тёмными силами.
Как хранитель первозданного небесного пламени Огнебог делился его мощью со своими соратниками, и это приносило победу в битвах с врагом.
Рекомендуем: Славянский оберег Цветок папоротника: значение и свойства. Как сделать, очистить и зарядить?
Кроме этого, Семаргла считали божеством семян, корней и ростков растений, охраняющим посевы и зелень. Славяне верили, что Огнебог своей силой сжигал последний снег на полях, что было знаком начала земледельческих работ. Семарглу посвящён день 14 апреля.
Внешний вид и атрибуты
На славянских артефактах, датируемых 9-11 веком Семаргл изображался в виде собаки с крыльями, напоминающей грифона, часто с пламенем, исторгаемым из пасти. Обычно такие изображения находились в кругах из сакральных символов и использовались в качестве амулетов.
- По поверьям, бог огня имел способность менять свой внешний вид и представать перед людьми в различных ипостасях. Он мог явиться как в образе молодого или средних лет человека в доспехах, по некоторым преданиям, его окружали языки пламени.
- Еще один образ, соответствующий Семарглу – огненный крылатый пес. А у восточных славян, в том числе у чехов, он мог изображаться похожим на дракона.
- Священное животное огненного божества – сокол. С ним ассоциировались мистические птицы Финист и Рарог, символизирующие воинское сражение и победу.
Далее вы можете увидеть изображения Семаргла в разных обличиях:
Место Семаргла в обители богов – Чертог Небесного Змея, который находится в круге Сварога. Бог огня – покровитель чертога, где он и поддерживает священный небесный огонь.
К другим атрибутам, посвящаемым этому божеству, относятся костры, факелы и свечи, которые размещали на молельнях и капищах. В качестве требы (подношения) он принимал только бескровные жертвы – хлеб, масло и свечи из воска.
Важно! Существуют изображения, на которых в руках бога Семаргла находится огненный меч. Некоторые исследователи считают, что впоследствии, после крещения Руси, этот символ стал атрибутом архангела Михаила.
Символика бога Семаргла.
Символом бога Семаргла считается само пламя — первозданное и очищающее душу от всех пороков. Вне зависимости от религиозных конфессий, огонь всегда оставался священной стихией. Открытый огонь не только согревает человека, но и дарует ему ясность разума, очищая душу от всех сомнений и греховных помыслов. Огонь вдохновляет людей на поступки, которых до этого они бы не совершили. Первозданный огонь горит не только физически, но и в сердце каждого человека. Это то, что мы люди, привыкли называть отвагой и храбростью.
Выделяют три вида огня. Первый вид — это огонь, который разожгли голыми руками, путём трения двух кусков дерева. Этот огонь считается особенным, он использовался для розжига праздничных, или целебных костров. Такой ритуал позволялось проводить лишь пожилым мужчинам. Второй вид — это огонь, зажжённый огнивом. Обычно подобное пламя использовали для бытовых нужд. Третьим видом огня был огонь, который появился от удара молний. Его считали божественным. Он мог быть двояким, или карающим неверных, или изгоняющим бесов и прочую нечисть. Вообще прыжки через костёр, хороводы вокруг костров, посиделки у костра — это способ очищения душы и тела, к которому прибегали наши предки. Древние славяне верили, что у пламени было семь глав и каждая из них была ангирасом (предшественник нынешних ангелов) — силой, что выступала помощником и посредником. Именно отсюда берёт своё начало теория о семиглавом боге Семаргле. Существует поверье, что по воле бога Семаргла, из его пламени рождаются ящерицы саламандры, которые могут свободно пересекать любые пространства и вызывать пожары там, где живут злые люди. В качестве руны бога Семаргла выступала руна Волка. Её иногда называли руной Семаргла. Эта руна представляет собой квадрат, чьи два луча пересекают друг-друга и расходятся в разные стороны. Трудно судить о том, какую именно смысловую нагрузку несёт в себе эта руна, но стоит вспомнить, что волк почитался у древних славян, как благородное животное. Его не убивали, но находя мёртвого на лесной тропе, считали удачей, а волчьи зубы использовались в качестве оберегов и украшений. Волк почитался, как защитник, и как проводник душ в загробный мир. А ещё образ волка был неразрывно связан с луной, чьим богом являлся Семаргл. Вообще в качестве знака бога Семаргла, могло выступить любое изображение пламени.
Семаргл в пантеоне славянских Богов
Семаргл — один из сыновей Сварога, небесного Отца и верховного судьи среди славянских богов. Из искр Алатырь-камня родился Огненный Семаргл, по которому Сварог-кузнец ударил своим волшебным молотом. Славяне изображают Семаргла высоким сильным мужчиной с огненно-рыжими волосами и черной бородой, похожей на цвет выжженной земли. У Семаргла есть волшебный черный конь с золотой гривой. Везде, где он проходит, есть обугленная полоса. В руках Бога огненный меч, уничтожающий все зло, как огонь уничтожает тьму.
В любом случае Семаргл принадлежит ко второму поколению Ясуней. Согласно легенде, первая искра осветила все вокруг невиданным светом, и из этого света появился, как светило, бог Семаргл, верхом на коне, с золотой гривой и прямыми серебряными волосами. И свет разогнал тьму, а Сварог продолжал ковать мир и лепить из искр своих детей. Легенда гласит, что дым стал вестником прихода огненного бога, и там, где он проходил, оставался черный след, настолько велика была сила его огня.
Они рождаются из Купальницы (Купавы). Согласно легенде, только на одну ночь в году Семаргл смог покинуть свой пост и перестать защищать мир Яви. Это самая короткая ночь в году. Именно в эту ночь родились Купало и его сестра Кострома.
Существовало мнение, что бог Семаргл был склонен менять свой облик и принимать облик совсем других существ. Так, например, он мог предстать перед людьми в образе храброго воина, немолодого или совсем молодого, облаченного в сияющие доспехи и объятого огненными языками Ириана. Если взять теорию о родстве славянского Семаргла с иранским Симургом, то еще одним образом, который приняло это божество, был крылатый пес. Изображения крылатой собаки в окружении зелени изображались на образцах русского прикладного искусства. Самими символами этого бога были Рарог и Финист. Первый из них — огненный сокол, знаменующий победу, а второй — сокол, знаменующий саму битву.Образ славянского бога Семаргла так или иначе неразрывно связан с битвами и противостоянием злу. Мирный воин, одним словом. По чешским верованиям бог Семаргл.
Которые, воссоединившись с небесным огнем, были переданы другим богам. Так гласит одна из легенд.
До рождения громовержца Перуна бог Семаргл выступал защитником мира Прави. Семаргл, по-видимому, бог-воин, который может сражаться. Многие считают, что он не уступал своему брату Перуну. В этом убеждении есть доля правды, так как историки утверждают, что идол Семаргла обычно располагался с правой стороны от идола Перуна. Это не может быть обычным совпадением. Скорее всего, так древние славяне выказывали свое уважение к воинской доблести Семаргла.
Праздники, связанные с божеством
Семаргла чествуют трижды в год:
- 14 апреля – день огненного бога;
- 7 июля – Купальская ночь;
- День весеннего равноденствия.
Для каждого праздника предусмотрены свои традиции. Так, 14 апреля, в день, посвященный только богу Семарглу, считалось, что огненный покровитель топит снег на полях и начинает заботиться об урожае. Славяне стремились помочь богу в этом – на полях разжигали костры и тщательно следили, чтобы они не погасли как можно дольше.
В некоторых областях из домов выносили угли и раскладывали на земле в тех местах, где позднее будут посевы.
Интересно: существовала примета для девушек, что в день Семаргла нужно подшутить над девятью молодцами – если сделать это, то будущий муж никогда не будет изменять.
В Купальскую ночь разжигались костры, молодые люди прыгали через них, водили хороводы и приносили требы божествам. Считалось, что купальский огонь находится под надзором Семаргла, он обладает очистительной силой и защищает от любого зла. Парни и девушки прыгали через костры, взявшись за руки – если в прыжке руки не разъединились, это считалось добрым знаком и предсказывало скорую свадьбу.
В День весеннего равноденствия прощались с зимой и сжигали в огне чучело Зимы-Морены. В этот праздник также возносились молитвы Семарглу – крестьяне просили у него тепла и доброго урожая.
Образ огненного бога прослеживается во многих культурах и, как правило, обладает схожими чертами и свойствами. У славян он принял образ крылатого огненного пса Семаргла, хранителя огня и защитника людей и богов. И по сей день в традиционных праздниках можно увидеть отголоски тех времен, когда наши предки почитали огненного бога.
Символы бога огня
Символы Семаргла являются мощными оберегами от зла и источником силы, отваги, стойкости.
Главным оберегом огнебога является пламя.
Огонь
Первозданный огонь обладает силой очищающей от всякого зла, в том числе и очищающий душу. В каждой религии пламя относится к священной стихии обладающей огромной мощью.
Символ огнебога наделен мощью первородного огня.
Огонь согревает, побуждает к действию, очищает. В то же время пламя относится к стихии карающей. Нарушение традиций и правил обращения с огнем могут приобрести масштабы катастрофы сметая все на своем пути.
В языческой культуре огонь имеет четкое разделение на 3 типа:
- Огонь полученный руками путем трения 2 палочек. Сфера применения такого огня — ритуалы. Огонь добытый руками также используется руками. Право розжига оставалось за волхвом или пожилым мужчиной.
- Бытовой огонь получается при розжиге огнивом (спички, зажигалка).
- Божественный огонь — это пламя возникшее на месте удара молнии. Священный огонь изгоняет бесов и карает неверных.
В легендах описано поверье по которому огонь может обратиться ящерицей (саламандрой) способной преодолеть любое пространство и время и покарать людей совершающих зло пожаром.
Сакральным значением обладает изображение пламени. Используется в качестве личных оберегов или защиты жилья, скота, имущества.
Руна Семаргла
Руна волка Руна волка считается символом огнебога. Внешний вид знака представлен квадратом 2 луча которого пересекаются и направленны в разные стороны. Точное значение данного символа в славянской культуре не известно, использовалась руна воинами и князьями.
Семаргл – защитник людей и богов
Весь облик Семаргла указывает на его принадлежность к огненной стихии. Рождённый из священных искр, он смел и горяч, оберегает тех, кто слабее. Семаргла представляли воином с рыжими волосами и бородой. Его доспехи сверкают, как пламя в сумраке ночи, а конь бога напоминает огненный ураган – настолько ослепительно ярок и быстр он.
По приказу Сварога Семаргл стал охранять границы мира Яви от тёмных существ и зла, что стремится проникнуть в мир светлых богов и людей. Никогда не покидает он своего поста, и только она ночь года отводится Семарглу, чтобы увидеть свою семью. Это – самая короткая летняя ночь, посвящённая богу Купале, сыну Семаргла. Также у бога есть дочь Кострома, прекрасная богиня воды, покровительница юных девушек.
Главное оружие Семаргла – огненный меч. Озаряя своим светом темноту ночей, он прогоняет войско Чернобога. Одно из преданий рассказывает, что именно так Семаргл не раз одерживал победу над тёмными отрядами злых божеств.
Кроме того, Семаргл выступал в качестве хранителя покоя Майи-Златогорки. Богиня успешно разрешилась от бремени, родив Авсеня и Коляду. Когда же молодая мать хотела напиться, её верный охранник Семаргл ударил мечом о скалу. Из того места, куда попало пламенное лезвие, начал бить источник живой воды.
Мое видение
Основной ряд версий слишком притянут. Как видно, Симаргл в древних источниках не представлен в виде огня или, извергающим огонь. Версия о том, что вторая часть слова означает Ярило, вполне возможна, но слишком размыта.
Тоже самое можно сказать и про покровительство посевам и растительности. Обычно смысл символики далек от буквального ее изображения. Наличие крыльев само по себе говорит об обычной среде обитания существа. Но сама символика явно хранит более глубокий аспект.
Что же на самом деле из себя представлял Симаргл?
Внешний вид
Основу внешнего вида Симаргла составляет его правильное анатомическое строение — наличие только 4-х конечностей (2-х лап и 2-х крыльев). Современные же художники изображают Симарглов более похожими на Симуранов, т. е. с 4-мя лапами и 2-мя крылами.
Голова напоминает голову псовых. При этом он имеет цепкие лапы. Но иногда можно встретить изображение головы, похожую на львиную.
На воротах храма (изображение выше) мы видим — два Симаргла сидят на верхней ветке. В центре изображен грифон. Очевидно, что это совершенно разные существа, поэтому данная версия исключается.
У Симарглов очень длинный хвост, который переплетается с ветвями. На некоторых изображениях, он будто ест ветку. Существо наделено острыми клыками (не везде), сомнительно, что оно могло быть травоядным.
Функции
Назначение Симарглов не описывается в исторических источниках. Самое распространенное мнение — связь между богами и людьми, небом и землей. Об этом может говорить внешний вид существа, который одновременно и ходящий по земле и летающий над ней.
Симарглы часто изображаются среди ветвей, хвостом будто обвивающие все вокруг и создающие непроходимую преграду, живую изгородь. Размещение их на воротах и украшениях говорит об их охранной деятельности. Предположительно, что поедание или замыкание веток в пасти говорит о сильном препятствии, о серьезной охране ворот или человека.
Сходство Си(е)маргла с Симургом очень большое. Если углубиться в историю, то явно это одно и тоже существо, с течением времени, разделившееся в языковой форме у разных народов. Вероятно, что когда-то все люди верили в одних и тех же богов, пока не пришло время делить власть.
Самого же Симаргла я бы не стала относить к богам. Его функции больше напоминают служение, в то время, как бог — это создатель и власть держащий. Возможно такие существа когда-то существовали так же, как динозавры, и охраняли ворота и людей, как сегодня собаки.
Верования связанные с Семарглом
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего потому, что его имя чрезвычайно свято. Святость объясняют тем, что этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди земных людей! Имя его стараются произносить вслух реже, обычно заменяя иносказаниями. Издавна славяне связывают с Огнем возникновение людей. Согласно некоторым сказаниям, Славянские Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл также не пускает в мир зло. Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.
Семаргл посредник между людьми и богами
Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертвоприношения на древних праздниках, особенно на Красногор, в День Бога купала и в вышний День Бога Перуна, является посредником между людьми и всеми Небесными Богами.
Семаргла призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднимается температура, то говорят, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или в Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.
Богъ Семаргл в Славянской мифологии: Бог Семаргл в языческой мифологии был одним из сынов великого бога Сварога. Детей Сварога называли Сварожичи, и его сын Семаргл после рождения становится богом земного огня. Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке только считают небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.
Упоминания имени Семаргла в летописях
Имя Семаргла упомянуто в русских летописях — пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского «смага» («За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе» т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич — полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня — Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог — Йогнебоже, по «Веде славян» Верковича, у болгар-помаков:
Фала ти Йогне Боже! Фала ти Ясну Слънце! Чи нагреваешъ на земе та. Пекренував сичка земе… Покривашъ е църна магла, та са нишу и гледа.
Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек — сын Сварога, по чешским средневековым источникам. Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.
Симаргл (др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ) — в восточнославянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона (см. в ст. Славянская мифология), идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире (980). Имя Семаргл восходит, по-видимому, к древнему *Sedmor(o)-golvъ, «Семиглав» (ср. характерную для славянских богов поликефалию, в частности семиглавого Руевита). Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и образ Семаргла — иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Д. Ворт связывает Семаргла с птицей Дав. Функции Семаргла неясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного древнерусского пантеона. Характерно, что в некоторых текстах «Куликова цикла» имя Семаргла искажено в Раклий, и это божество рассматривается как языческое, татарское. Лит.: Тревер К. В., Сэнмурв-Паскудж, Л., 1937; Jakobson R., While reading vasmer’s dictionary, в его кн.: Selected writings, v. 2, The Hague-P., 1971; Ворт Д., Dub-Simyrj, в кн.: Восточнославянское и общее языкознание, М., 1978, с. 127-32. «Мифы народов мира»
Как сделать оберег самостоятельно
Амулет, изготовленный собственноручно или ближайшими родственниками, имеет большую силу, чем покупной. При изготовлении талисмана рекомендуется выполнять определённые правила:
- Вышивают символа бога Рода женщины. Выбирают хлопковую, льняную ткань, нити. Рукоделием занимаются в хорошем настроении, с чистыми руками, начиная с середины узора. При работе не завязывают узелки, чтобы не прерывалась энергетическая связь со знаком, не пользуются ножницами. Нити прерывают над пламенем свечи.
- Деревянные двусторонние подвески изготавливают для женщин из березы, рябины, ольхи, мужские — из дуба, ясеня или бука. Древесина обладает природной силой, хорошо впитывает энергию. Перед тем как срезать ветку, просят у дерева разрешения, несколько дней держат её дома, прежде чем приступить к работе. После нанесения символа, делают отверстие для прочного шнурка из натуральной кожи.
- Чеканку по металлу выполняют исключительно мужчины на растущую луну новыми инструментами. Выбирают железо, золото, серебро, сплавы не годятся. В этот период отказываются от развлечений, интима, вредных привычек. Все силы, энергию вкладывают в амулет.
- При вышивке, резьбе, тиснении или чеканке придерживаются рисунка, пропорций. Неправильно нанесённые линии нейтрализуют магическое влияние символа на хозяина.
Вышивка символ Рода крестиком
Амулеты делают в добром здравии, с чистыми помыслами. Знак будет лишь украшением, бесполезной вещью, если работать в плохом настроении, больным или по принуждению.
Как активировать
Соприкосновение с предметом, брошенный на него взгляд оставляют отпечаток на амулете, требующий очищения. Особенно это касается купленных ювелирных украшений с тиснением символа Рода, несущих энергетику мастера.
Очищают амулет в реке, ручье, представляя, как вода смывает всё лишнее. Другой вариант — выставляют прозрачную ёмкость с водой и оберегом под солнечные лучи. Если материал не водостойкий, талисман погружают в соль на ночь.
Чтобы активировать оберег, его берут в руки, концентрируются, подносят к губам и начинают делать глубокие вдохи и выдохи, отдавая свою, забирая его энергетику. Перстни, кольца, кулоны из серебра со знаком Рода заряжают на подоконнике или во дворе ночью при полной луне.
Славяне активировали обереги с помощью костра из берёзовых, дубовых поленьев, которые сейчас заменяют свечой. Талисман на раскрытой ладони несколько раз проносят над пламенем, обращаясь к богу Роду с просьбой о помощи. Металлические предметы заряжают, пронося трижды сквозь пламя церковной свечи.
Престол, обагрённый кровью
Вхождение Семаргла в пантеон первостатейных божеств, созданный князем Владимиром ещё до крещения Руси, исследователи объясняют сугубо объективными причинами. Они стали следствием сложившейся вначале 80-х годов X века политической обстановки на берегах Днепра. Дело в том, что княжеский престол будущий креститель Руси захватил силой, обагрив руки кровью законного наследника ─ старшего брата Ярополка.
Чтобы упрочить свою власть и придать ей вид легитимности, узурпатору необходимо было заручиться поддержкой как можно большего числа жителей государства, среди которых немалый процент составляло население хазарского, иранского (сармато-аланского) и еврейского происхождения.
Огонь, давший жизнь божеству
По его версии, однажды бог Сварог — прародитель и покровитель кузнецов — ударил небесным молотом о священный камень Алатырь. Рассыпавшиеся во все стороны искры породили пламя, из которого явился миру витязь на серебряном коне с огненной гривой. Этим всадником и был, как повествует легенда, Семаргл, прилагавший затем силы во многих областях жизни. Как говорилось выше, он покровительствовал всходам растений, оберегал жилища и, кроме того, следил, чтобы в них никогда не гасли очаги.
Такая трактовка его образа хоть и дополнена многочисленными домыслами, но в целом соответствует официальной научной версии. В противовес ей, последователи иных современных языческих течений нередко представляют Семаргла богом смерти и разрушения. Эта точка зрения не имеет под собой никакого серьёзного обоснования, и является плодом досужих вымыслов. Достаточно сказать, что среди памятников древней культуры едва ли можно найти примеры того, чтобы божества, связанные со смертью и разрушением (а таких было немало), изображались в окружении трав и ветвей деревьев, символизирующих собой жизнь.